Бикеханум Хидирнабиева
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
в средней группе
Тема: «Птицы нашего края»
Цель: Формировать представления детей о птицах Краснодарского края. Задачи: Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида; развивать связанную речь, обогатить словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Учить детей отвечать на вопросы.
Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска, презентация, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Ребята, давайте мы поприветствуем др. др и подарим себе хорошее настроение.
Игра «Приветствие» (Дети стоят в кругу и приветствуют др. др. передавая мяч)
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
Куда бы вы хотели отправиться (ответы детей)
Скажите, пожалуйста, как называется наш край?
Мы отправимся в путешествие по Краснодарскому краю и познакомимся с удивительными жителями. А с кем именно вы отгадайте сами, разгадав загадку.
Снится ночью червяку,
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого червяк боится?
Угадали? Это… (птица)
Да правильно ребята, это птицы!
Итак, наше путешествие начинается. Давайте закроем все глазки. (голоса птиц-фонограмма) Дети открывают глаза и видят на ИКТ доске изображение леса и птиц.
Ребята, посмотрите сколько птиц встречает нас в лесу. Как их много и какие они разные.
Давайте с Вами их посчитаем. (1.2…10)
А каких птиц вы знаете? (ответы детей.)
Вос-ль: Молодцы ребята, вы знаете очень много птиц.
Сегодня мы будем говорит о птицах нашего края.
Какие бывают птицы?
Д. перелетные и зимующие.
В. Правильно ребята.
• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.
• Почему они называются перелетными?
Перелётными называют птиц, которые улетают зимовать на юг, а с наступлением весны возвращаются обратно.
• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.
• Почему они называются зимующими?
Зимующими называют птиц, которые остаются зимовать и не улетают в жаркие страны. Зимующие птицы способны находить себе корм в зимнее время, а некоторые из них ещё с осени запасаются кормом.
Отлично ребята.
А сейчас давайте с Вами представим, что мы птички.
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,- Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша.
Ой, ребята,посмотрите сколько птичек сидят на дереве. Давайте мы их посчитаем. (дети считают птиц)
Ребята, вы любите загадки?
Д. Да
Я Вам буду загадывать загадки про птиц, а вы попробуйте их отгадать.
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном Утром,
вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы …
(Ласточки)
(на ИКТ картинка ласточка)
Ласточку трудно спутать с какой-то другой птицей. Она маленькая, быстро перемещается по воздуху, имеет характерное для всех ласточковых телосложение. Туловище у этих птичек слегка удлиненное. Хвост разделен на две узкие части вырезом, крылья – длинные, узкие. Голова немного приплюснута, а клюв очень короткий. Ласточки очень маленькие, не больше среднего воробья. В среднем, такие птицы делают около пяти взмахов крыльями за одну секунду. Ласточки –очень общительные птички, но голосок у них невыразительный, слабый.
А сейчас послушайте след. загадку.
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей…
Что за птичка (Воробей)
- Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: серый воробышек. А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, горло черное, а вот головка серая.
- Как вы думаете, ребята, чем питается воробей?
-Супер! Воробьи любят различных мелких насекомых – мошек, комаров, гусениц. Летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.
- Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
- Ребята, как вы думаете, почему воробьи так любят соседство с людьми?
(Ответы детей)
В-ль: - Да, потому что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры оконными наличниками домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.
Вос-ль :Молодцы ребята, у меня есть для Вас еще одна загадка.
-По деревьям я скачу
проверяю их, лечу
клювом я стучу – тук-тук
где тут вредный жук? (дятел)
(Рассматривание изображение дятла)
Посмотрите, дятла можно назвать красавцем. Спинка черная у него, крылья тоже черные, но с белыми пятнами. Брюшко этой птицы белое с черными крапинками. А на голове у дятла ярко красное пятнышко, точно беретик. Хвост большой и упругий. Язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникать в щели в коре и ловко доставать жуков – короедов. Две недели нужно дятлу, чтобы выдолбить дупло. Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступает – чем ему кормиться? (Предположения детей) Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают, именно потому, что вместо живого корма – насекомых – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семечками.
Вос-ль: Отлично, мне очень нравится как вы отвечаете. Попробуйте отгадать след. загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Cнегири)
(Изображение снегиря)
В-ль: ребята,что вы можете сказать об этой птице (Ответы детей)
В-ль:- Все верно. С наступлением зимы на ветках деревьев можно увидеть птиц с красной грудкой — снегирей. Птица снегирь относится к небольшим птичкам, по размеру она чуть крупнее воробья. Что едят снегири? (ответы детей)
В-ль: -Да, ребята, питаются снегири семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Снегири очень любят рябину.
Ребята, посмотрите какая поляна,как здесь красиво. Давайте попрыгаем здесь вместе с Вами.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Вос-ль: Ребята, посмотрите, к нам прилетела птица. Кто знает,какая это птица (Ответы детей)
Вос-ль: Ведь это же Кавказский тетерев, занесенный в Красную книгу. Множество видов птиц занесено в Красную книгу Краснодарского края. Посмотрите ребята, эти птицы, которые нуждаются в нашей с вами защите и они находятся на к грани исчезновения.
(Изображение птиц Красной книги Краснодарского края на ИКТ)
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэтому давайте будем заботиться о братьях наших меньших, и беречь их!
Вос-ль: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте все закроем глаза и произнесем волшебные слава «крекс-пекс-фекс»(звучит фонограмма-детские голоса)
Рефлексия.
Ребята,где мы сегодня с вами побывали?
Вам понравилось путешествовать?
С кем мы познакомились в нашем путешествии?
Что нового Вы узнали?
Какие впечатления у Вас остались от нашего путешествия?
В-ль: Сейчас я Вам предлагаю ребята, в память о нашем путешествии раскрасить вот таких замечательных ласточек. (дети садятся за столы).