Папки-передвижки

Конспект занятия «Горжусь, что я русский!» к Дню рождения Александра Суворова

Макеева Евгения Вячеславовна
Конспект занятия «Горжусь, что я русский!» к Дню рождения Александра Суворова
▼ Скачать + Заказать документы

Эпиграфы:

«Добро делать спешить должно» (Александр Васильевич Суворов).

«Любовью к Родине-России окрылённый…» (Марк Горбовец)

Прослушивание аудиозаписи детской программы «Вопросы Веры и Фомы. Суворов, который всех победил».

Темочки:

«Слабак», «хлюпик» — сказали бы о нем сегодняшние мальчишки. Он и правда никогда не отличался физической силой, в детстве много болел. Но оказалось, что не все решают мышцы, что сила духа намного важнее. Крепкая вера в Бога, воля к победе, любовь к жизни сделали из изнеженного дворянского отпрыска настоящего человека! Он сумел поднять себя до самых высот воинского искусства, девять лет прослужив простым солдатом, стал величайшим полководцем России Военачальником, который выиграл все сражения! А было их за долгую жизнь фельдмаршала, ни много ни мало, шесть десятков! И всякий раз врагов оказывалось больше, чем его солдат! И всякий раз перед жаркой битвой он молился Богу, прося Его о победе… А ещё помогал бедным, строил храмы, жертвовал монастырям… «Несвятой святой», необычный, «неправильный», но такой живой, любимый, отважный, он брал неприступные крепости, мчался верхом по степям, преследуя неприятеля, сплавлялся по рекам и пробирался по горным тропам… Генералиссимус Александр Васильевич Суворов — герои программы, Вера и Фома только начинают знакомиться с подвигами этого удивительного человека. А сопровождают их в путешествиях доктор Михаил Гаврилович и его верный Алтай. Обсуждение программы.

Просмотр программы для детей «Аты-баты. Полководец Александр Суворов».

Во время одной из русско-турецких войн встретились на поле брани неприступная крепость Измаил и непобедимый полководец Суворов. Как не хвастались турки, а разбил их Суворов за один день! Суворов начал готовить себя к трудной солдатской службе с детства. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы, а Александр накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Когда ему исполнилось 12 лет, он написал прошение императрице Елизавете Петровне: «. имею я желание служить Вашему Императорскому Величеству в лейб-гвардии Семеновском полку и прошу определить меня в означенный Семеновский полк солдатом». Мечтал он стать полководцем и добился-таки своего. Стал полководцем! Да еще каким! С солдатами мог сутками шагать и спать на голой земле! Воевал всегда в первых рядах и много времени тратил на обучение рекрутов разным боевым приёмам. Солдат своих называл не иначе, как «чудо-богатыри» и даже написал для них правила солдатской жизни. Побеждать, говорил он, нужно не числом, а умением. Все наши солдаты Суворова очень любили. Хоть и тяжела солдатская служба, да с таким генералом они были готовы и в огонь, и в воду идти. Его многие военные походы прославили. Не было для Александра Васильевича непреодолимых преград. И ведь ни одного сражения Суворов не проиграл! Не было больше в мире таких непобедимых полководцев, как он. Историки подсчитали, что одержал Суворов 60 побед! А правильнее было бы сказать, что 61. Потому что первая победа была - над своей слабостью и болезнями ещё в детстве. Ведёт программу Юрий Григорьев, известный как дядя Юра, в программе «Спокойной ночи, малыши!». После просмотра обсуждение программы.

Просмотр программы «Аты-баты. Русско-турецкие войны. Взятие Измаила».

Чтение выбранных рассказов из книги Сергея Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» («Мишка», «Суп и каша», «Прошка», «Коньки», «Школа»); Головина Н. «Моя первая русская история» и главы из книги В. Воскобойникова «Когда Александр Суворов был маленьким».

(Дети заходят под марш «Суворов» Давида Тухманова. Под эту же мелодию выходит ведущий).

Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня у нас с вами серьёзная тема и посвящена она великому полководцу.

(Ведущий доступно, в соответствии с возрастом аудитории рассказывает о том, кто такой полководец).

«…Сегодня с вдохновеньем будем вспоминать

Того, кто недругам Отчизны дал понять,

Что русских силу не унять!

Кто боль от русского штыка

Врагов заставил помнить навсегда!

Кто мудр, смел, отважен был

И зваться Величайшим заслужил!»

(Бойцев А. – Суворовец)

(Слайд 2 с изображением Суворова и надписью : «Мы русские! Суворов»)

(Слайд 3 с изображением Суворова и годами жизни) :

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков нравственный облик народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения Богу, своему Отечеству и ближнему. Александр Васильевич Суворов… Что мы знаем о нём? Чем он дорог нам?

(Слайд 4) :

Как объяснить тайну такого благоговения, той горячей любви, которую испытывали к Суворову солдаты? Величайший полководец восемнадцатого столетия, отец солдатам и скромнейший человек, завещавший, как говорят, написать на своей надгробной плите слова «здесь лежит Суворов». Просто «Суворов», и этим всё сказано.

(Просмотр видеоролика «Песня о Суворове». Продолжительность 02:00. Затем слайд с Суворовым в детстве. Слайд 5) :

Ещё ребёнком Суворов любил читать книги о давних воинах, любил рассказы о сражениях, военную науку.

(Слайд 6) :

Эту склонность мальчика заметил друг семьи, старый генерал Ганнибал, принимавший участие ещё в походах Петра Первого. Он посоветовал отдать Александра на военную службу. «Шел по стопам Петровским и отца Военным стал с благословенья Ганнибала, Достиг в карьере самого блестящего венца, Судьба ему размах давала». (Марк Горбовец)

Слайд 7:

Пятнадцатилетним юношей Суворов поступает рядовым в Семёновский полк. Находясь а полку, Суворов посещал кадетский корпус. Корпусными уроками он не ограничивался и занимался усиленно дома. Поступив в полк, он тотчас же сделался настоящим солдатом. Учился с увлечением, знакомился с военными науками во всех подробностях. Они изучил воинские уставы, бывал постоянно на строевых учениях.

Слайд 8 (Картина Н. Самокиша «Суворов – капрал Семёновского полка за чисткой оружия. 1748-1749 гг. 1899 г.) :

сам чистил ружьё. Причём ничего не делал наполовину или кое-как, всякую обязанность или служебное требование исполнял с величайшей точностью. Суворов был образцом для всех. Он закаливал своё тело, укреплял здоровье, и, будучи с виду слабым, лучше других переносил усталость, голод, ненастья и всякие лишения.

Слайд 9

Солдатская наука далась Суворову легко. Девять лет он служил в Семёновском полку в солдатском звании. Он полюбил солдат, а солдаты полюбили его. Он научился говорить их языком, и в дальнейшем мог просто и ясно объяснить военные премудрости самому непонятливому солдату. Он последовательно производился в капралы, подпрапорщики, сержанты и в 1754 году был произведён в офицеры. Ставы офицером и поступив в Ингермандланский пехотный полк поручиком, он старался и дальше не оставлять военные науки. Суворову долго не удавалось попасть на войну.

Слайд 10 (с изображением генерала Ферморе) :

Наконец, в 1759 году он был назначен дежурным при генерале Ферморе, который командовал русскими войсками, сражавшимися против пруссаков. Здесь Суворов не раз получал в командование конные полки. Он смело подступал к неприятелю, узнавал, где и сколько пруссаков находится, и нападал на них. Он участвовал во всех набегах наших войск, а в 1760 году участвовал в походе на Берлин, столицу Пруссии, которая была занята нашими войсками. Три года провёл Александр Васильевич на войне. Начальство его узнало и полюбило, ему стали давать серьёзные поручения, и Суворов всегда охотно исполнял их.

Слайд 11.

В 1763 году тридцатилетний Суворов, уже полковник, получает в командование сначала Астраханский, а затем Суздальский пехотный полк. Полк стоял недалеко от Петербурга, на Новой Ладоге. Солдаты тогда служили в полку всю жизнь. Молодыми рекрутами поступали они на военную службу, а уходили седыми стариками. При полку было много солдатских и дворянских детей, которые ничему не обучались. Суворов живо принялся воспитывать свой полк. Он выстроил здание для школы и открыл две школы- для дворянских и солдатских детей, разделил на классы и сам сделался в них преподавателем. Он учил начальным правилам арифметики и написал учебник.

Слайд 12.

Вскоре Суворов был назначен со своим полком в поход против поляков. Везде и всюду он был впереди своих солдат, не раз подвергал свою жизнь опасности. Однажды осенью на железной лодке, называемой понтоном, переправлялся он через Вислу. Погода была холодная, дул сильный ветер. Суворов по неосторожности упал с понтона, его удалось вытащить из воды, но карабкаясь на понтон он сильно ударился грудью о борт и лишился чувств, кровь пошла у него горлом. Несколько месяцев Суворов хворал, но дела своего не покидал и с весны опять носился со своим отрядом, разбивая отряды польских мятежников. Один раз за 17 суток прошёл он со своим отрядом 700 верст, причём двух суток не проходило без боя. Все восхищались его быстротой. Два с лишним года провёл Суворов в Польше. Но эта война не удовлетворяла.

Слайд 13.

Суворов мечтал сразиться с турками, которые в это время воевали с Россией. Турки были очень умелыми в защите крепостей, и брать их крепости было сложно Суворов просился на эту войну, и желание его было исполнено. В мае 1773 года он был назначен в дивизию генрала-поручика графа Салтыкова, получил от него в командование отряд силою 2300 человек. Силы турок были громадны, русские же войска были немногочисленны и никак не могли переправиться через Дунай. Румянцев решил начать войну рядом мелких нападений на турок и приказал Суворова взять небольшую крепость Туртукай, лежавшую на турецкой стороне. Суворов, тогда уже генерал-майор, прибыв к войскам, бывшим близ Туртукая, убедился, что их было слишком мало. Он стал просить

Слайд 14

подкреплений, но ему не давали. Он сам выехал в передовые войска и осматривал, как лучше повести атаку на крепость. Уставший в этой разведке, он поздней ночью завернулся в шинель и, привязав лошадь рядом, заснул на холме, вблизи от турок. Его разбудил конский топот. Светало. На Суворова неслись с поднятыми над головой саблями турецкие наездники. Он едва сумел вскочить на лошадь и ускакать от турок. День, который Суворов Провёл возле турецкого города не пропал даром. Он узнал, что турок в лагере было до 4 тысяч, и

Слайд 15

слабый русский отряд не может взять Туртукая. Но взять было нужно. Целый день Суворов беспокоится о том, что у него мало войск, что пехоты не хватает. Он спешивает часть кавалеристов и учит их сражаться по-пехотному. Штурм города он решает провести ночью. Как только стемнело, он высадил 600 человек бывшей у него пехоты на лодки и поплыл через Дунай. Турки заметили движение русских и открыли по ним огонь. Суворов разделил свои войска на три части и ударил сам с передней на турецкую батарею. Возле него разорвалась граната и осколком ударило в бок, но он не покинул своего места. Он ехал впереди всех и ободрял солдат. Слыша голос своего любимого генерала, солдаты оказывали чудеса храбрости. И Туртукай был взят! Сам Суворов был поражён этой удачей. «Слава Богу, слава Вам, Туртукай взят, и мы там», - писал он в донесении командующему войсками Румянцеву.

Слайд 16 (Картина «Спасение А. В. Суворова гренадёром Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне …»)

Турки не исполняли договоров, заключённых после первой войны, той самой, в которой Суворов отличился взятием Туртукая. Были турки недовольны и тем, что русские заняли Крым и приблизились к Чёрному морю. К тому же, они знали,что русские к войне не готовы и им казалось, что теперь победа будет на их стороне. У турок были хорошие мачтовые корабли, на которых они могли подплыть к русской земле. Мы же почти не имели здесь кораблей. На самом берегу, на длинной косе у устья Днепра лежала крепость Кинбурн. Она близко подходила к важной турецкой крепости Очакову, и туркам очень хотелось овладеть Кинбурном. Войсками, расположенными в Кинбурне, командовал Суворов.

Слайд 17 (слайды с изображением обороны Кинбурна) :

Осенью 1787 года турки подошли на многих больших кораблях к Кинбурну и стали его обстреливать. Русские корабли были небольшие и потому не могли помешать туркам приблизиться к нашей крепости. К полудню турки (Суворов их называл «варвары» или «неверные») все «повылезли». В суровом молчании, выстроенные в две линии, стояли русские солдаты, ожидая сигнала для боя. Турки подходили всё ближе и ближе. Уже можно было рассмотреть их свирепые лица, видны были чалмы офицеров, блестящие ружья и сабли. Они были в 200 шагах от крепости. Тогда, по приказу Суворова, был дан знак, залп из всех орудий крепости, и пошла стрельба из ружей. Вместе с тем казаки налетели на турецкие передовые части и всех покололи пиками, за ними со штыками наперевес бежал Орловский полк. Он насел на турок, выбил их из окопов и погнал в узкое место косы. За орловцами двинулась и вторая линия. Но

Слайд 18

памятник на месте Кинбурнгской крепости Мемориал Суворову на Кинбурнской косе турок было много. Так много, что вскоре от Орловского полка почти ничего не осталось, а вторая линия наша дрогнула и побежала. Не побежал только Суворов и остался один перед турками. Он был в передних рядах, пешком и сильно устал. Тут он увидал двух турок, которые спорили из-за лошади. Зная, что у турок лошадей не было, он принял их за своих солдат и крикнул им: «Эй, вы, ребятушки, дайте Суворову лошадь. Турки, услыхав оклик на русском языке, кинулись на Суворова. К счастью, его голос был услышан мушкетёром Ярославского полка Новиковым., он побежал на выручку, одного турка заколол, другого застрелил, бросился один на 30 человек. Все, испугавшись такой скорой расправы, обратились в бегство. Между тем это заметили отступавшие наши гренадёры. Кто-то из них крикнул: «Братцы, генерал остался впереди!» и гренадёры снова бросились на турок. Но турки, как разъярённые тигры, кидались на русских. Суворов был ранен картечью в бок, пониже сердца и лишился чувств. По его выражению «был от смерти на полногтя». И лёжа на песке в полузабытьи, он видел, как русские солдаты убегали от турок, и бой снова грозил окончится удачей для неприятеля.

Слайд 19

Рана мучила Суворова, сил не было подняться и больно было видеть, как турецкая сила одолевает наших. Но Бог дал ему крепость – он не сомневался в победе. Отовсюду, откуда только можно было собрать солдат, он достал свежие полки, пришла батарея, и русские солдаты в третий раз бросились на турок. Обе стороны ожесточились. Турок загнали в узкое место, и тут наша артиллерия громила их выстрелами. У некоторых солдат уже не было патронов, и они работали штыками. Туки бросились в море и скрывались в воде за бревнами. Наступила страшная ночь. Кинбурн был спасён. Суворов был вторично ранен в конце боя. Он был поражён храбростью турок. «Какие молодцы, я с такими ещё не дрался!» - писал он главнокомандующими нашими войсками Потёмкину. Победа была очень важная.

Слайд 20

Осенью 1789 года Суворов должен был действовать вместе с австрийскими войсками. Австрийскими войсками командовал принц Кобург. Австрийцы любили действовать медленно. Суворов этого не любил. Он был русский человек – храбрый и решительный. После победы под Фокшанами, Кобург с большим уважением стал относиться к Суворову, хотя и был старше его чином. В сентябре русское войско подошло к реке Серету, и узнали, что главнокомандующий турецкой армией, великий визирь, со своими силами стоит у Рымника. Суворов решил атаковать его и разбить. Австрийцы были далеко и нужно было с ними скорее соединиться. Тёмной ночью под проливным дождём пошёл Суворов со своими солдатами. Погода становилась всё хуже и хуже. Пройдя 25 вёрст и подойдя к тому месту, где должен был быть наведён австрийский мост, Суворов

Слайд 21

обнаружил, что моста не было. Он был наведён в 15 верстах дальше. Дождь лил как из ведра. Дорога обратилась в болото, река вздулась и шумела. Наконец, подошли к мосту. Часть войск переправилась на другой берег, как вдруг мост был снесён потоком. С большим трудом его починили и пошли дальше. На следующий день при хорошей погоде солдаты прошли 200 верст и стали на отдых. Солдатам было тяжело, но Суворову было ещё тяжелее, больше усталости говорило в нём чувство, что отдыхать нельзя, что нужно торопиться. Рано утром 10 сентября наши войска подошли к австрийским, которые были измучены ожиданием в виду турецких войск. Суворов стал убеждать Кобурга атаковать турок немедленно. Кобург говорил, что атаковать нельзя, так как турок в четыре раза больше. Суворов настаивал, что надо атаковать немедленно, так как турки не ждут атаки и не знают, что союзники так близко. Он сказал: «Их не столько, чтобы заслонить солнце!».

Слайд 22

Безлунной ночью войска тронулись к турецеому лагерю. Прошли 14 вёрст, никем не замеченные, перешли вброд реку Рымну и стали подходить к турецкому лагерю. Турки ждали нападения и не думали, что Суворов мог так быстро соединиться с австрийцами. Только увидев русских, они подняли пальбу из пушек, турецкая конница, сверкая кривыми саблями и ятаганами, понеслась на русскую пехоту. В передних линиях произошло замешательство, но сюда уже спешил Суворов. Увидев его, солдаты восстановили порядок и стали стрелять, как он учил, «редко да метко», а когда всадники наскакивали на пехоту, то их дружно принимали на штыки. Отбив турецкую конницу, русские и австрийские войска подались к самому турецкому лагерю. В промежутки между пехотными колоннами проскочила полным ходом русская конница. Казаки, солдаты с криками»ура» помчались на лошадях на турецкие укрепления. Лошади легко перескакивали через рвы, впрыгивали на валы, за конницей бежали солдаты Суворов был впереди. Началась страшная резня. Турки

Слайд 23

не выдержали и побежали. Наступила ночь. Всё поле было покрыто убитыми и ранеными. Победа была необычайная. Визирь, который ещё год назад разбил наголову австрийцев и считался непобедимым, бросил свою армию, вышел в отставку и вскоре умер. Суворов за эту победу был награждён титулом Рымниский, получил орден святого Георгия I класса, бриллиантовый эполет и украшенную бриллиантами шпагу. Слава его после рымникской победы была громадна, она разнеслась далеко за пределы России. Маленький отряд русских войск дал самой большой турецкой армии сражение и разбил её наголову.

Слайд 24

Бюст Суворову в Альпах Русская слава- швейцарский поход, Суворов солдат через Альпы ведет, В горах перевал Сен-Готар на пути, Его надо с боем отважно пройти, Скалистые горы, ветер и лед Трудность солдатам в бою создает, У Чертова моста сраженье идет, Штурмом его наше войско берет. Альтдорф, Росшток и Муототель, В долине снег, туман, метель. По рыхлому снегу солдаты идут, Французы в засаде суворовцев ждут. Но тщетно, взят с боем второй перевал – Суворов французам трепку задал. Россия довольна – поход завершился, Суворов геройски в войне отличился, Народ рукоплещет победе, все рады, Суворов достоин высокой награды! (Марк Горбовец)

Слайд 25

Тяжело в учении, легко в бою! Кричал Суворов, всем в строюВперед, ребятки, что есть сил, Пред нами крепость Измаил!" И хлынула волной атака. До форта, уж рукой подать, Но ров с водой, здесь ждёт солдата И дна, в нём вовсе не видать. Стремглав, бросаются все в воду, За честь, за Родину, свободу! От пуль вода бурлит, вскипает Солдат в ней много погибает. А тем, кто выбрался на берег В окопы надо- в два ряда, Где турок,устоять намерен. "А впереди ещё стена!Подумал про себя, СуворовНарыли ж, турки, здесь оковов. " И приближённых он позвал. Сказал,Суворов-" Генерал, Такой я битвы не видал Давай-ка,граф,свою дружину В подмогу нашим, бить вражину!" "Сию минуту,Ваша Светлость" –

Слайд 26

У генерала,блеск в глазах"Полки мои проявят смелость И ружья их давно в штыках!" Резерва,русская лавина Вздыбая тюркские полки В окопах,турков,всех добила, Зажав,победные тиски. "Теперь сам форт,лишь он остался"И бравый капитан старался Приободрить своих людей"Давайте лестницы,скорей! Ребятушки,вперёд на стену! Наш русский дух непобедим И поднимайтесь,прямо к небу, А наверху их сокрушим!" На лестнице,он самый первый Повсюду шум от боя,нервный С поднятой гордо головой Вдруг встретился,с огонь-смолой. И навзничь он упал на землю, Уже не видя ничего Сознание,ему не внемлет, Тот бой закончен для него. Ах,как же страшно было здесь Не унимают,турки, спесь Сдаваться вовсе не хотят, И камни с крепости летят. Всё больше льётся вниз смола, Всё яростней свистит картечь, Но с кличем громовым-"Ура" Поднялись воины и, в сечь! Смешалось всё, на стенах, форта И крики на разрыв аорты И лязг оружия, и боль Ногами,топчут люди, кровь. Бой длился долго,он без края Вот до победы-только шаг, Сдаются,турки, убегая Поднят, над фортом, русский флаг! Солдаты, радостно ликуют, Руками машут, трубы дуют (Николай Коваленко)

Слайд 27

Суворов заслужил любовь народа, Он будет нашим символом всегда, В историю уходят годы, Но память о его заслугах сохранится навсегда! (Марк Горбовец)

(В заключении звучит Марш Аренский А. «Памяти Суворова». На фоне этой мелодии на экране можно в беззвучном режиме пустить кадры из фильма «Суворов», 1940 г.)

Жизнь Суворова – это урок всем нам! Нам есть чему поучиться у него! И, может быть, ещё много сотен лет пройдут, а имя Суворова будет повторяться народом с любовью и благодарностью.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев» Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь.

Конспект интегрированного занятия «Русский хлеб» в средней группеКонспект интегрированного занятия «Русский хлеб» в средней группе Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное. Цель: Продолжать обогащать знания детей о том,.

Конспект логопедического занятия для третьеклассников с ОВЗ «Русский язык в загадках и ребусах»Конспект логопедического занятия для третьеклассников с ОВЗ «Русский язык в загадках и ребусах» Конспект логопедического занятия для третьеклассников с ОВЗ «Русский язык в загадках и ребусах» Цель: развитие интереса к родному языку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Горжусь, что я русский!» к Дню рождения Александра Суворова
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 02:13
+116Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Горжусь, что я русский!» к Дню рождения Александра Суворова» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Евгения Вячеславовна (УИ 2426148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД