Альфия Быкова
Конспект занятий для старшей группы «Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Праздник Пасха».
Цели: Познакомить детей с православными праздниками Вербное воскресение и Пасха; с традициями этих праздников; расширить представление детей о народных и православных праздниках.
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам.
Публикация «Конспект занятий для старшей группы „Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках Вербное воскресение, Пасха; беседы и чтение детской литературы о праздниках; разучивание хороводов, стихов, закличек, игр; раскрашивание плоскостных яиц «писанок».
Материалы: Картинки о празднике, веточки вербы, пасхальные открытки, крашенки, писанки, сырная пасха, кулич, аудиозапись пасхального колокольного звона, оборудование для игр: кегли, обручи, русские народные костюмы, свечи.
Образовательная деятельность:
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем много интересного о русских народных праздниках. За неделю до Пасхи весь русский народ празднует Вербное воскресение. В субботу вербные веточки несут в церковь и освящают их. С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево вербы, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом. Все обычаи и обряды в этот день проводились с участием вербных веточек. (Взять веточки из вазы и показать). Распустившиеся почки и серёжки с вербы, бабушки запекали в хлебе. Пекли печенье в виде вербных почек – «барашки». Рано утром мама брала вербные веточки и хлестала, не больно, деток от пяток до макушки, приговаривая: «Верба, верба, верба хлёст бей до слёз, чтобы были здоровыми!». Днём дети на улице заводили хоровод «Верба». А мы сейчас с вами поиграем в игру «Вербохлёст». (Дети садятся, звучит тихий колокольный звон.)
Тихо спустилась на землю тёмная весенняя ночь. Всё на земле притаилось в ожидании чего- то таинственного. Вот на всей нашей необъятной Родине, наступает полночь. И везде, где есть храмы, церкви, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес, звонят колокола. Полночь быстро движется по просторам России: за нею будто светлый поток, течёт по лицу родной нашей земли свет пасхальных огней и торжественный колокольный звон… (громче звенят колокола). Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней. Настал праздник – Светлое Христово Воскресение (громкий колокольный звон, во время рассказа показать иллюстрации).
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко звонят колокола!
И люди в Божьих Храмах.
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни доходят до небес.
Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну.
В каждый дом с весною красной
К нам летит благая весть,
На душе светло и ясно
В это т день Христос Воскрес!
Пасху на Руси праздновали всегда торжественно. С праздником Пасхи у русского народа связано много традиций. Даже еда к пасхе готовилась особенная: крашеные яйца, сдобный кулич, сырная пасха (дети рассматривают приготовленные родителями кличи, пасхи, яйца).
-Дети, какую еду готовили на Пасху? (ответы детей). Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого праздника.
- Яйцо – это символ Пасхи. Символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, Солнца (показывает яйцо и пасхальные открытки).
-А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему? Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки.
- Яйцо красили в луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и жёлтый цвет (показывает иллюстрации с крашенками).
-Ребята, как назывались крашеные яйца? А чем красили в старину яйца? (Ответы детей.)
Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент – узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку). Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали воском. Чем расписывали яйца и наносили на них узор? (Ответы детей.)
А вот, ребята, яйца, которые своими руками сделали ваши родители (дети рассматривают поделки).
Игра «Эстафета с яйцами».
Дети подходят к накрытому столу. На столе блюдо с куличём, крашенками, писанками и свечи.
-Писанки и крашенки клали венчиком вокруг кулича и три свечи горели. Кулич был царём пасхального стола : его готовили из муки, а сырную пасху изготавливали из творога в специальной деревянной форме, напоминающей церковную башенку. Дети, кулич, пасху, яйца приготовили ваши мамы. Из чего готовили кулич? В чём готовили пасху? (Ответы детей.)
Нам шепчут ангелы с небес.
И всюду свечи зажигают -
И пасхи в церкви освящают.
В Христово это воскресенье.
Святую пасху кто вкушает,
Достаток и добро познает,
Познает счастье и любовь.
Христос Воскрес - ликуем вновь.
-Праздник Пасхи знаменит не только вкусным угощением. Богат праздник и обрядами. Утром старшая женщина в семье шла к колодцу, брала воду и опускала в неё серебряную монету. Этой водой умывались, чтобы сохранить здоровье, красоту. Дети, а кто самая старшая женщина в семье, как вы думаете? (Ответы детей.) Дети на Пасху играли в пасхальные игры. Мы с вами поиграем тоже в игру «Воротца». На Пасху молодёжь забиралась на крыши и смотрели, как будет играть и веселиться красно солнышко, потом пели заклички. Закликали весну.
Здравствуй солнышко – колоколнышко!
Солнышко покатись
Красное нарядись!
Гори, Солнце, ярче.
Лето будет жарче,
И зима теплее,
А весна – милее.
-А мы с вами поводим хоровод «Веснянка». На Пасху все приветствовали друг друга словами «Христос - Воскрес!», на что отвечали: «Воистину - Воскрес!», и трижды целовались – христосовались, и обменивались яичками. (Дети христосуются друг с другом и дарят свои писанки гостям.)
Итог занятия :
-Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы меня сегодня порадовали.