Анастасия Денисова
Конспект занимательного дела по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к волшебному дереву»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по
познавательному развитию
ема: «Путешествие к волшебному
дереву»
Цель:
Формировать у детей способности понимать и оценивать природные явления, их внимание на эмоциональное и нравственное состояние
Задачи:
Обучающая:
• знакомиться с приемами элементарного экспериментирования.
Развивающая :
Публикация «Конспект занимательного дела по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие к волшебному дереву“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• развивать представления о свойствах воды, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.
Воспитывающая:
• воспитывать нравственные чувства у старших дошкольников путем приобщения к природе.
Расширять и активизировать словарный запас:
Силуэты деревьев и птиц, горсточка, почва, компоненты, живые существа, студеный ветер, «Сиверко», чуткие.
Приемы руководства деятельностью детей в ЗД:
• приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
• приемы активизации деятельности детей в процессе ЗД; беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, экспериментирования, анализ и выводы;
• приемы организации практической деятельности детей: рассказ, использование дидактических пособий и наглядного материала для экспериментирования, комментирование;
• приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, планирование;
• приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определения качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ЗД:
Группа оформлена под зимний лес, на столах оборудование для экспериментальной деятельности.
Виды детской деятельности в ЗД:
• игровая;
• экспериментирование;
• коммуникативная;
• трудовая;
• аппликация.
Ожидаемые результаты:
• воспитанники способны понимать и оценивать природные явления, проявляют интерес к природе родного края;
• у детей сформировано умение взаимодействия в различных видах деятельности;
• сформированы приемы элементарного экспериментирования;
• у детей расширяются, обогащаются знания о свойствах воды.
Критерии оценки деятельности детей на ЗД:
• активно участвуют в познавательной деятельности;
• проявляют самостоятельность;
• обращаются за помощью к взрослому, оказывают ее своим сверстникам;
• сопереживают;
• эмоционально реагируют;
• соподчиняют мотивы поведения;
• проявляют волевое усилие.
Предварительная работа:
• беседы с детьми о природе родного края, о перелетных и зимующих птицах нашего края;
• подбор материала для экспериментирования;
• изготовления кормушек из пластиковых бутылок, силуэтов деревьев и сугробов для панно.
Оборудование:
4 стола, 5 емкостей с водой, два контейнера с почвой, свечка, 7-8 деревянных и металлических предметов, чашки с солью, сахаром и песком, 3 ложки, макет дерева, 2 ведерка со снегом и льдом, силуэты птиц, клей, салфетки, кормушки.
Интеграция образовательных областей:
Области
Интеграция
Решаемые задачи
Познавательное развитие Эксперименты с водой и почвой. Развивать интерес к природе родного края. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Речевое развитие Расширение активного словаря. Отгадывание загадок. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Практическое овладение нормами речи.
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное сопровождение.
Аппликация. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Сопереживание зимующим птицам.
Реализация самостоятельной творческой деятельности.
Социально-коммуникативное развитие Беседа о природе родного края.
Прививать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Формирование патриотических чувств к малой родине, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасного поведения в обществе, в природе.
Физическое развитие Физминутки. Дыхательная гимнастика. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук. Развитие физических качеств детей.
План ЗД:
1. Вводная часть: 5 мин.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Физминутка.
Составление «леса» с помощью силуэтов деревьев.
2. Основная часть: 15 мин.
Поход к «волшебному» дереву.
Отгадывание загадок.
Экспериментирование с почвой.
Экспериментирование с водой.
ФЭМП.
Дыхательная гимнастика.
Коллективная работа украшение кормушек силуэтами птиц.
3. Заключительная часть: 5 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ЗД.
Физминутка.
Длительность ЗД: 25 мин.
Ход занимательного дела:
1. Вводная часть.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Физминутка.
Составление «леса» с помощью силуэтов деревьев.
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение.
В: Ребята, сегодня утром я встретила Снеговика, он очень торопился в лес.
Снеговик: Здравствуйте ребята! За вашим садом много деревьев – наверное там лес?
В: Ребята, а вы видели за детским садом лес. (Нет).
Давайте расскажем Снеговику, как узнать лес. Иначе он его не найдет и заблудится. Давайте с помощью силуэтов составим для Снеговика лес.
- Какие деревья в лесу самые высокие? (сосна, дуб, ель).
- А ниже? (береза, рябина).
- Получился ли у нас лес? (Нет).
- Что еще растет в лесу? (Кустарники)
- Какие кустарники растут в лесу? (Малина, орешник).
- Куда поселим кусты? (Рядом с деревьями).
- А куда поселим травянистые растения? (Под деревья и кусты).
Снеговик: Я все понял.
В: Ребята, получился у нас зимний лес? (Да).
- А чего не хватает, на нашей картине? (Снега и сугробов).
В: Правильно. Куда положим снег?
(Под деревья и кусты).
- Ребята вам нравится наш зимний лес? А тебе Снеговик?
Снеговик: Ну, теперь я понял, что такое лес. Ребята, а я знаю, где растет одно волшебное дерево. Вы хотите посмотреть его? Уверяю, вас там ожидает настоящие чудеса!
2. Основная часть.
Поход к «волшебному дереву».
Отгадывание загадок. Экспериментирование с почвой. Экспериментирование с водой.
ФЭМП.
Дыхательная гимнастика. Коллективная работа- украшение кормушек силуэтами птиц.
Снеговик: Согласны? Тогда стройтесь за мной и пойдем по дорожке.
(Звучит музыка).
На улице намело очень много снега, большие сугробы поэтому поднимаем выше ножки. Идем дальше. А здесь очень скользко, потому, что здесь лед. Будьте очень осторожны на льду! А дальше – хорошая, чистая дорожка – можно даже пробежаться!
В: Вот, кажется, мы и пришли. Сколько снега намело! Все как будто покрыто снежным одеялом. А под снегом, что находится? (Земля). Давайте посмотрим. (Поднимает «снежное одеяло» и видит контейнер с землей).
- Под этим «снежным одеялом» земля, что делает? (отдыхает, спит, набирается сил).
Экспериментирование
В: Ребята, возьмите горсточку земли.
Какая она? (Она разного цвета).
- Понюхайте, посмотрите.
- Давайте сравним цвет образцов. Цвет почвы: зависит от того, сколько в ней содержится глины и песка, а также, сколько и каких растительных останков – травы, листьев.
- А сейчас подойдите к столу. Что вы здесь видите? (Ящик с землей, накрытый полиэтиленовой пленкой).
- Посмотрите внимательно, что под пленкой выступили капельки воды. Почему? (потому, что под пленкой тепло и вода).
В: У нас здесь есть банка с водой. Возьмите комок почвы и бросьте в воду. Что вы видите? (к поверхности воды поднимаются пузырьки воздуха).
- Значит, в почве есть что? (Воздух, тепло и вода).
- А для чего нам нужен воздух? Вода? Тепло? (ответы детей)
Эти компоненты – воздух, тепло и вода, необходимы для жизни в почве насекомых и растений.
Земля волшебная.
Снеговик: Ребята, а вот и волшебное дерево. Посмотрите, какие интересные карточки висят на нем. Но для, того чтобы взять мы должны отгадать загадки. (Загадки про воду, снежинку, сосульку, облачко).
В: Молодцы! Возьмите свою карточку и расскажите, что на ней изображено. Почему?
- А как вы думаете, что объединяет все эти картинки? (Вода). А вода тоже волшебная.
- Давайте посмотрим.
Подойдите к столу.
Экспериментирование
В: Что здесь видите? (Снег, лед).
- Какие они? Потрогайте. (Холодные).
- Понюхайте снег и лед (они не пахнут).
- А вы знаете, что снег и лед – это замершая вода.
Дети: Вода льется ее можно пить. Дети пьют воду.
В: Вода которую мы пьем она какая? (Жидкая).
Она еще и волшебная. Она может быть жидкой, но и твердой – как снег и лед. Хотите увидеть волшебные превращения воды? (Да).
В: Берет в руки снег или лед и держит некоторое время, разжав - увидят капельки воды.
- Куда делся снег (лед)? (Растаял).
- Ребята давайте посмотрим, что произойдет со снегом (льдом, если мы нагреем над свечкой (растаял от тепла).
- Правильно. Снег (лед) растаял и стал прозрачной водой. А давайте добавим в воду краску.
Что с ней произошло? (Вода стала цветной).
- А теперь, возьмите себе по предмету и опустите в воду. Что с ними произошло? (Они плавают, не тонут).
- Почему? (Они деревянные, легкие).
В: здесь лежат и другие предметы. Из чего они сделаны? Какие они? (Металлические).
- Как вы думаете, они утонут или нет? (Утонут, они тяжелые).
Подходим к другому столу. На нем три стакана с водой, миски с сахаром, солью, песком.
В: Что находится в мисках? Дети рассматривают, трогают, пробуют.
- Что с ними произойдет, если их бросить в воду? Давайте посмотрим. Нужно положить в одну емкость сахар, в другую - соль и в третью – песок и размешать.
- Что произошло с сахаром? (Растворился).
- Попробуйте воду. Какая она? (Сладкая)
В: Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.
- Проверьте соль. Расскажите, что произошло.
Дети: Вода растворила соль, она стала невидимой, но осталась в воде.
В: Проверьте песок. Что с ним произошло, он исчез из воды? Почему?
(Песок – это маленькие камешки, которые вода растворить не может.)
В: Вода - волшебница. Сколько интересных превращений мы увидели. Нужно бережно относиться к воде, потому что она необходима всем живым существам.
- Кому? (Людям, животным, птицам и растениям.)
- А посмотрите на наше волшебное дерево, прилетели птицы. Какие птиц вы видите здесь? А почему именно они прилетели сюда? (Потому что они зимующие).
В: Давайте подсчитаем, сколько синиц прилетело? А снегирей? Кого больше? На сколько? (Составите задачку про птиц).
Дыхательная гимнастика.
Зимой птичкам холодно, дует ветер. Мы свами превратимся в ветер. Все встанем и подуем так, как дует студеный, сильный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил). Покажите, как делают люди когда на них дует сильный ветер (дети поеживаются постукивают ногами, прыгают). А как дует слабый зимний
ветерок? (дети слабо дуют).
- В народе такой ветер называют ласковым словом «Сиверко».
В: Посмотрите, ребята, на волшебном дереве для вас письмо. Прочтем?
«Дорогие ребята!
Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам? Спасибо вам за знание и заботу о нас».
- Ребята, а как можно помочь птицам зимой?
В: А помните мы с вами недавно сделали кормушки для птиц. Вот они. Давайте сейчас мы с вами украсим их силуэтами птиц. (Дети вырезают и приклеивают к кормушкам силуэты птиц).
Коллективная работа (звучит музыка).
В: Молодцы, ребята! Очень красивые кормушки у нас получились. Мы повесим их на деревья, будем насыпать корм. А птицы будут прилетать и благодарить вас!
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ЗД.
Физминутка. В: Ребята, вам интересно было на прогулке к волшебному дереву?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Вы сегодня просто молодцы – самые внимательные умные и чуткие ребята.
Ну что ж, наша прогулка подошла к концу. И нам пора возвращаться в группу. Встаем все за снеговиком. (звучит музыка).
Снеговик: Снега много намело, поднимаем ножки выше, перешагиваем через сугробы. А дальше скользко – идем осторожно. А теперь хорошая ровная дорожка, можно пробежаться.
В: ну вот мы и вернулись в группу, давайте попрощаемся со снеговиком - скажем ему до свидания. Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Физическое развитие.