Елена Нуреева
Конспект экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные свойства воздуха
Цель: формирование экологической воспитанности у детей, активизации мыслительно-поисковой деятельности по изучению свойств воздуха.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
2. Закрепить с детьми элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Публикация «Конспект экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
3. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность в процессе экспериментирования, умение делать выводы, анализировать.
4. Продолжать обогащать словарь.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Словарная работа: Твёрдый, жёсткий, крепкий, течёт, бежит, струится, журчит, расширяются, сжимаются, невидимый, бесцветный, прозрачный.
Материал: воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, трубочки, стаканчики, баночки с плотными крышками, мелкие камушки, тазики, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики», фото с изображением городов, карточки.
Форма организации: по подгруппам.
Предварительная работа: проведение опытов с водой, твердыми телами, игра «Мыльные пузыри», загадки о воздухе, чтение рассказа «Воздух» Ю. Ефремова, беседы.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие,
• социально – коммуникативное развитие,
• речевое развитие,
• физическое развитие.
Ход:
В - ль: - Ребята, вы любите путешествовать? (ответы)
В - ль: - А на чем, можно отправиться в путешествие? (ответы)
В - ль: Ребята! Наши друзья Фиксики тоже любят путешествовать и предлагают нам всем воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (ответы)
Но для путешествия нужно подготовиться. В этом нам помогут наши друзья Фиксики они приглашают нас в свою лабораторию.
В - ль: Ой, посмотрите, записка:
«Дорогие ребята! Мы начали исследования воздуха, но с Ноликом случилась беда, и мы отправились на помощь. Мы вас просим закончить исследования и представить нам отчет. Перед вами стоят трудные задачи, но мы уверены, что вы справитесь. Делая правильные выводы, вы найдете важные подсказки. Но нам в дороге нужен важный помощник. О нем говорится в загадке:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю (воздух).
Ваши друзья Фиксики.»
В - ль: Правильно или нет, мы выясним в конце наших исследований.
В - ль: Но прежде мы должны:
- подготовить воздушный шар,
- узнать, что такое воздух,
- как его можно обнаружить,
- какими свойствами он обладает.
Только тогда можно отправиться в путешествие.
В - ль: Но сначала мы наденем фартуки, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы с вами подружимся маленькие пальчики
(пальчики сжимаем в замок)
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие пальчики)
Начинай считать опять
(встряхнуть ручками)
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие пальчики)
Мы закончили считать
(встряхнуть ручками).
Вы готовы к трудностям? (ответы)
Тогда пройдёмте в лабораторию и посмотрим, что рассказывают нам наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
В - ль: Воздух есть везде : вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство. Хотите в этом убедиться? (ответы)
В - ль: - Тогда проходите в кабинет №1, и приступим к нашим исследованиям.
Кабинет №1 опыт с камнем.
Воспитатель. Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь?
Дети. Твёрдый, жёсткий, крепкий.
Воспитатель. Значит камень это…
Дети. Твёрдое тело.
Воспитатель. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать?
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети. Нет нельзя.
В - ль: Делаем вывод: воздух не твёрдое тело и обозначим карточкой «1».
Находят букву «В» и 1 часть схемы.
В – ль: Молодцы! Проходите в каб. №2.
Кабинет №2 Опыт с водой.
Воспитатель. Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте на вкус. Скажите, какая она?
Дети. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
В – ль: Перелейте в емкость.
Воспитатель. Что умеет делать вода?
Дети. Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую.
Воспитатель. Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…
Дети. Жидкость.
Воспитатель. Назовите другие жидкие вещества.
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли воздух, пить, переливать?
Дети. Нет нельзя.
Делаем вывод: Воздух не жидкость и отмечаем карточкой «2».
Находим букву «О» 2 часть схемы.
В – ль: Молодцы! Проходите в каб. №3.
Кабинет № 3 Опыт с баночками.
Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах?
Ответы детей.
Делаем вывод: Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса и запаха.
В: - Посмотрите на баночки, а в них что - ни будь есть? (ответы).
В: - Правильно, воздух.
А давайте откроем баночки. Понюхайте, чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином (чесноком, лимоном)
В: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по-разному? (ответы).
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: - Вот почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой. Это воздух присваивает себе чужие запахи.
Находим букву «З» и 3 часть схемы.
В – ль: Молодцы! Проходите в каб. №4.
Воспитатель. Воздух невидим. Как же его обнаружить?
Кабинет № 4. Опыт с пакетом.
Воспитатель.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз (складывают).
Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы)
Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что, он похож? (ответы).
В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы)
Пакет опять стал пустым. Почему? (ответы).
В: - Значит, воздух может принимать различную форму.
Находим букву «Д» и 4 часть схемы.
В – ль: Молодцы! Проходите в каб. №3.
Кабинет №5. С соломинкой.
В – ль: Ребята! А как вы думаете, воздух в нас есть? (ответы).
Воспитатель. Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Положите руки на грудную клетку. Сделайте вдох носиком, а выдох ртом. Что происходит с легкими при дыхании? (ответы детей).
Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.
Находим букву «У» и часть схемы.
Кстати, ребята дыхательная гимнастика развивает наши лёгкие. А ещё для нашего здоровья полезна физкультура.
Давайте мы с вами отдохнем.
Физминутка:
Делай вместе, делай – раз!
Скоро – скоро в первый класс.
Два хлопка над головой,
Покружились мы с тобой!
Делай вместе, делай – два!
Вправо, влево голова,
Потянулись выше всех,
Руки в стороны и вверх!
Делай вместе, делай – три!
Вправо, влево посмотри!
Всем ребятам улыбнись
И до пола дотянись!
Делай вместе, и – четыре!
Любят спорт все люди в мире,
Ну а дети – больше всех!
Руки в стороны и вверх!
Делай вместе, делай – пять!
Покружились мы опять.
Если весел и здоров,
То к занятию готов!
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?
Ответы детей.
Воспитатель. давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.
Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
Но здоровье человека и всего живого в природе зависит не только от того, как мы дышим, но и от того, чем мы дышим.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
Очень важно, чтобы воздух был чистым. Что же приводит к загрязнению воздуха на планете?
Дети. Заводы, транспорт, люди курят…
- Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).
А что мы можем сделать, чтобы воздух в городе был чистым? (Беречь природу, сажать больше цветов, деревьев).
Правильно. Давайте будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.
Находят букву «Х» часть воздушного шара.
Ребята вот мы и справились с нашими исследованиями:
- мы можем собрать воздушный шар,
- собрав слово из букв, мы с точностью скажем, кто является важным помощником в путешествии на воздушном шаре.
А сейчас вас приглашаю в Кабинет №6., где мы надуем воздушный шар. Фокус с содой и уксусом. (надувают шар).
Молодцы ребята! Вы сегодня были внимательными, наблюдательными Фиксики вам дарят на память воздушные шары.