Мухаметова Эльмира
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
Задачи:
- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
- упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных.
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь по теме за счё т слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, хатка, лесник,егерь.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать логическое мышление, любознательность, воображение.
- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;
- рассматривание картин с изображением диких животных и их жилища, обсуждение содержания;
- чтение рассказов и стихотворений о диких животных, разгадывание загадок о временах года, о животных;
-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные», «Времена года»,«Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;
Оборудование:
- большая картина с изображением осеннего в леса
- силуэты и картины с изображение диких животных
- картины с изображением животных и их жилища на каждого ребенка
- картинки с изображением диких животных на каждого ребенка
Ход занятия:
- Ребята, нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. А сейчас поздороваемся друг с другом. Повернулись друг другу парами.
- Здравствуй друг (Здороваются за руку)
- Как ты тут? (Рукой по плечу)
- Где ты был? (Трогают друг другу ухо)
- Я скучал (Обнимают себя)
Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? (Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал (Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! (Обнялись друг с другом.
- Ты пришел? (Руки в стороны)
– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? (Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал (Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! (Обнялись друг с другом
– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? (Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал (Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! (Обнялись друг с другом
Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу?
Скажите? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще?
- Хорошо! (Обнялись друг с другом)
- А теперь, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте хорошее настроение. Молодцы садитесь.
- Ребята мне на телефон пришла голосовая почта. Вот послушайте:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Мы готовились к зиме
И вот в этой суете
Нас волшебник напугал,
Всех он нас заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Где нам жить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нам срочно помогите!»
Животные леса.
- Ребята, как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
- Поможем нашим животным? Для того чтобы помочь им, нам с вами нужно оправиться в лес. Но прежде чем отправиться в лес ответьте мне на вопрос? Какое сейчас время года? (Осень.)
А почему вы решили что осень? (стало холодно, идут дожди, дни стали короче, солнце светит мало, листья пожелтели и опадают и т. д.) .
- А что бы случилось, если бы после лета наступила бы сразу зима? (ответы детей). Вывод: в природе все замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому нужно такое время года как осень. Осенью все готовятся к зиме : и звери, и птицы, и растения.
- Как нужно себя вести в лесу? (запрещено разжигать костер, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение; не сжигайте высохшую траву или листья; не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц; нужно вести себя в лесу тихо, чтобы не распугать животных).
- Вот сейчас можно отправиться в лес!
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
В лес осенний улетаем.
Сном волшебным засыпаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
- Вот мы в вами очутились в лесу.
(На мольберте силуэты животных)
- Злой волшебник заколдовал животных и оставил только их силуэты, животные забыли все про себя. Чтобы вернуть животное в прежнее состояние нужно не называя его рассказать про это животное, как готовиться это животное к зиме. По рассказу остальные дети должны догадаться что это за животное.
Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.
Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё дупло она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри дупда - мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.
Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко. Лось - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно. Зимой лосям очень тяжело найти себе корм. Поэтому лесник (егерь) и подкармливает этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесник – человек, который следит за сохранностью леса, а егерь – за животными.
Медведь. Медведь перед зимой,осенью усиленно питается,накапливает жир, готовит себе уютную берлогу. Медведь может проспать не прикачаясь ни к еде, ни к воде в течение 7 месяцев.
Физминутка
На полянке лесной
Зайцы вышли все гурьбой
Ну-ка, дружно все присели
Друг на друга поглядели
И похлопали в ладошки
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки
Раз подскок, два подскок
Поскакали все в лесок.
- А сейчас все пройдите за столы. Злой волшебник так заколдовал животных что они забыли где живут. Давайте поможем животным найти свой домик. Посмотрите на картинку и соедините простым карандашом кто, где живет.
- Давайте проверим, все ли правильно сделали. Поменяйтесь кисточками с рядом сидящим товарищем и возьмите красный карандаш. Если ваш сосед выполнил задание не правильно вы исправляете неправильно выполненное задание.
-Где живет медведь? – в берлоге
-Где живет волк?- в логове
-Где живет белка? –в дупле
-Где живет бобер?- хатке
-Где живет лиса?- норе
- Молодцы.
- Ребята, животные еще забыли которые из них травоядные, а которые хищные. Каких животных мы называем хищными? Каких травоядными?
- Возьмите второй лист с изображением животных. Нужно будет синем цветом обвести в круг хищных животных, зеленым – травоядных. Теперь каждый сам себя проверит, все ли правильно сделал.
Чтобы окончательно расколдовать животных нужно
ответить на вопросы.
1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- убегают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж
3. А кто из зверей этих всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк
4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой
5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой
6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают
Кто здесь лишний?
- Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
- В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
- Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно).
- Все задания выполнены, звери расколдованы и нам пора с вами возвращаться обратно.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
- Ребята, хотя и животные готовятся к зиме им все равно трудно добывать еду зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
- Кто следит за сохранностью леса и за животными, как называют этого человека (лесник, егерь).
- Ребята, а как вы считаете какие знания у вас о животных после того как мы побывали в лесу: много знаете о животных, не много или совсем ничего не знаете. Оцените каждый себя. Если много знаете то поднимите зеленый кружок, если не много - красный кружок, а если ничего не знаете - черный.
- В заключение хотелось бы сказать:
Берегите, ребята, природу-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду
Ведь природа – надежный наш друг.