Раушания Никифорова
Конспект экскурсии в осенний лес в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: Уточнить и обобщить и представления детей об изменениях в природе осенью.
Задачи:
Образовательные:
-учить называть признаки осени;
-систематизировать знания детей об осени, о лесных растениях и лесных жителях в осенний период.
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательный интерес, творческое воображение, связную речь, логическое мышление;
- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры
- закрепить правила поведения в лесу.
Материал: пакеты для сбора мусора, одеяла, питьевая вода, салфетки, корзинка для шишек.
Ход экскурсии:
Воспитатель: - Вот мы и пришли в лес. Дети, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети:- На деревьях листья пожелтели, покраснели. Трава пожелтела. Стало прохладнее.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: - Листопад, идут часто дожди, птицы улетают в теплые края, солнце слабо греет, утром бывают заморозки.
Воспитатель: - Посмотрите, как красив осенний лес. Осень самое красивое время года. Живая природа потихоньку готовиться к зиме. Деревья и кустарники окрашиваются в желтые, красные, оранжевые цвета. Не зря осень называют «золотая». Послушайте стихотворение об осени:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Игра «Что мы видим вокруг»
Дети одним словом говорят, то что они видят вокруг себя (деревья, грибы, муравейник, трава, небо, солнце и т. д
Воспитатель: Мы свами пришли в лес. А вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: - не шуметь.
-не сорить.
-не разорять муравейники и гнезда.
-не трогать руками грибы.
- не ломать ветки деревьев и кустов.
- не рвать растения и т. д.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие вы знаете деревья и кустарники?
Дети: Береза, липа, дуб, осина, ель, сосна, рябина, калина, черемуха, шиповник.
Воспитатель: - Деревья на которых есть листья, называют лиственными. А у ели и сосны зеленые иголки – хвоя. Эти деревья называют хвойные. Лес, который состоит из лиственных деревьев, называется лиственный. Лес, где растут ели и сосны – хвойный. А где растут и лиственные и хвойные деревья – смешанный лес. А в этом лесу, каких деревьев больше?
Дети: - Берез.
Воспитатель: Правильно. Белоствольная береза. Я вам прочитаю стихотворение о березе.
Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет:
Шубка белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний - в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Игра «Какая бывает погода осенью?»
Когда на улице холодно - холодная
Когда идет дождь - дождливая
Когда светит солнце - солнечная
Когда дует ветер- ветреная
Когда пасмурно – пасмурная
Когда сыро – сырая
Когда хмуро – хмурая
Когда ясно – ясная
Когда тепло – тёплая
Когда сухо – сухая
Когда тихо-тихая
А какая погода сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, вдохнем аромат берез и елей, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени. Как вы думаете, почему в лесу так легко дышится?
Дети: - Листья деревьев дают нам кислород.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько сосен, берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к деревьям и обнимите их. Скажите о них что-нибудь хорошее, а в ответ они подарят вам много сил и энергии.
Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев.
Игра «С какой ветки детка?»
Воспитатель демонстрирует листья, а дети говорят с какого они дерева.
Воспитатель: - А кто это спрятался под березой?
Дети: - Гриб
Воспитатель: - А как он называется?
Дети: - Подберезовик
Воспитатель: - Как много грибов на нашей полянке! Какие грибы можно собирать в корзинку?
Дети: - Съедобные.
Воспитатель: - А какие съедобные грибы вы знаете?
Дети:- Сыроежка, подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опенок.
Воспитатель: - А какие грибы нельзя рвать в лесу?
Дети: Несъедобные. Мухоморы, бледную поганку.
Воспитатель: - А почему эти грибы нельзя есть человеку?
Дети: - Они ядовитые, в них содержится яд.
Воспитатель: - А если вы встретили в лесу гриб и не знаете, какой он, съедобный или несъедобный, будете его брать?
Воспитатель: - А для кого же мухоморы - лакомство и лекарство?
Дети: - Для животных.
Воспитатель: - Ребята, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети: - Медведь и ёж готовятся к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний.
Белка заготавливает запасы еды на зиму.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь к звукам в лесу. Что вы слышите?
Дети слушают и говорят, что услышали (крики птиц, шелест листьев, шум ветра….)
Воспитатель: - Ребята, давайте и мы тоже подготовимся к зиме, и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски,, шишки, красивые веточки.)
Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, вот и заканчивается наша прогулка по осеннему лесу. Давайте посмотрим, все ли вы хорошо запомнили и сыграем в игру
Игра «Да или нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнца закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель:- Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?
Мы многое увидели, многое узнали и вспомнили.
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную и интересную экскурсию и за хорошую работу.