Марина Карпова
Конспект осенней экскурсии в старшей-подготовительной группе «Путешествие юных дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы.
Задачи:
Образовательные:
расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе;
закреплять представление детей о характерных признаках осени, учить находить эти признаки самостоятельно;
закреплять с детьми знания о разнообразии животного и растительного многообразия леса.
Развивающие:
развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать логическое мышление;
Публикация «Конспект осенней экскурсии в старшей-подготовительной группе „Путешествие юных дошколят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
развивать связную речь, пополнить и обогатить активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый, осиновый, дубовый и т. д.
развивать умения творчески выражать свои впечатления в создании декоративных композиций;
развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения поставленных целей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру;
воспитывать чувство ответственности и бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций природных объектов, рисование деревьев, животных, просматривание видеофильмов и презентаций о жизни животных в лесу, чтение произведений о животных, чтение и заучивание стихов, загадывание загадок, прогулки-наблюдения по территории детского сада.
Материал для занятия: Объекты экологической тропы: Дом Лесовичка, Лес, Птичий двор, Игротека Эколят, Лесной воевода. Игровые персонажи Старичок – Лесовичок, Елочка, Умница, Тихоня, Шалун, карта-схема, корзины, шишки сосновые и еловые, листья, шапочка медведя, лупы, письмо, кормушка, корм для птичек, эмблемы, шпашки, мяч, ложки деревянные, иллюстрации с лакомствами медведя.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход:
Воспитатель вносит корзину, рассматривает ее с детьми, находят письмо.
Воспитатель:
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по экологической тропе, где вы узнаете много нового и интересного. На нашей тропинке будет несколько остановок, на каждой из которых вы будете выполнять задания, на остановках вас будут ждать мои помощники - зовут их Елочка, Шалун, Тихоня, и Умница. В корзине вы найдете план – схему. До свидание! Старичок-Лесовичок».
Воспитатель уточняет у детей, кто такой Старичок-Лесовичок и где его можно найти. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
Воспитатель:
Рассмотрим маршрут, который нам оставил Лесовичок, здесь мы видим, что стрелочки нам показывают путь от одной остановке к другой. Мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе, на которой живут растения и животные.
Дети одеваются (воспитатель берет корзинку, где лежит план - схема экологической тропы.) и выходят на улицу.
Остановки экологической тропы:
Станция «Домик Лесовичка»
Воспитатель: чтобы правильно подготовиться к путешествию, лесовик хочет узнать какое сейчас время года? А как вы это определили? У каждого времени года есть свои признаки. Сейчас мы поиграем и потренируемся эти приметы определять.
Игра с мячом «Назови признаки осени»
Листья - желтеют и опадают;
Ветер - дует холодный и сильный;
Птицы - улетают в теплые края;
Звери - готовят запасы на зиму;
Люди - одеваются теплее, собирают урожай;
Небо – тучи, низко нависли;
Дождь – часто идет;
Дни – стали короткими, а ночи длинными.
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель: ребята посмотрите в корзине лежат листья, я предлагаю вам поиграть и устроить с листьями разноцветный листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель:Посмотрите внимательно на свой листок, назовите дерево, с которого он упал. Если лист с рябины (клена, дуба, вишни, липы, берёзы.) он какой?
Дети: Рябиновый (кленовый, дубовый, вишнёвый, липовый, берёзовый.)
Станция «Лес» (Задания от елочки)
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Нас окружает много разных деревьев.
А как называется то место где много деревьев?
Дети: Лес.
Воспитатель: Лес – это огромный дом. Одно дерево может дать приют и корм многим животным, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!
Какие деревья вам знакомы?
Воспитатель: Что есть у дерева?
Дети: Корни, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Как можно назвать, одним словом деревья с листьями? А с иголочками?
Дети: лиственные, хвойные.
Воспитатель: Какие хвойные деревья растут на территории детского сада?
Дети: Сосна, ель.
Воспитатель: На каком дереве корзина?
Дети: на ели
Воспитатель: Посмотрите, что лежит в корзинке?
Дети: Шишки
Воспитатель: Они одинаковые?
Дети: Нет, разные
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: еловые и сосновые шишки
Воспитатель: Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые.
Воспитатель: Ребята елочка предлагает нам взять лупы и рассмотреть, как выглядят хвоинки сосны и ели, обратите внимание на разницу между хвоинками.
Дети делают вывод:у сосны хвоинки расположены по две, у ели хвоинки расположены поодиночке.
Станция «Игротека эколят» (игры-соревнования от Шалуна)
Воспитатель: на этой станции Шалун приготовил нам игру соревнования с шишками, хотите посоревноваться?
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка одноразовые стаканчики. Нужно как можно быстрее передать шишку из стакана в стакан, стоя в шеренге. Какая команда быстрее передаст шишку, та и победила.
Станция «Птичий двор» (задания от умницы)
Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Дети: Кормушка
Воспитатель: Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети: Эта кормушка для птиц.
Воспитатель: Ребята, а каких птичек вы знаете?
Дети: Воробья, синичку, голубя, ворону, снегиря.
Воспитатель: ребята скоро зима, на улице станет холодно, птицам будет трудно корм найти, поэтому я предлагаю повесить кормушку и подкармливаю птиц.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, что любят кушать птички?
Дети: семечки, хлебные крошки, зернышки.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Птицы»
Воспитатель называет птицу (ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь, а дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – машут руками, зимующая – изображают домик над головой).
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что вы любите птиц и помогаете им в трудные времена. Возьмите корм для птиц (семечки, зернышки и хлебные крошки) и насыпьте его в кормушку.
Дети по очереди насыпают в кормушку корм.
Воспитатель: Ну, что же, нам пора идти дальше!
Станция «Лесной воевода» (Задание от Тихони)
Воспитатель: наверное, ни об одном из животных не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора», «соседушко», «дедко», «косолапый». Все считают медведя неповоротливым, косолапым и неуклюжим, но на самом деле это сильный, смелый и ловкий лесной обитатель, который легко покажет «где раки зимуют», особенно, если пребывает в дурном настроении. Медведь – самый крупный и опасный хищник на земле. Эти животные массивны, хитры и выносливы.
Воспитатель: предлагаю вам отгадать медвежьи лакомства, которые лежат в корзине у Тихони.
Загадки
1. Тёмно-красные кружочки,
Собраны в один комочек,
Мякоть сочная лечебна,
Сок той ягоды бесценный! (Малина)
2. Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины (Черника)
3. В домике скорлупке,
Живёт он, как в избушке,
Бывает грецким и лесным,
Кедровым не совсем большим! (Орех)
4. Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)
5. Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают. (Мед)
6. Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Воспитатель: Молодцы. Все правильно отгадали! Медведи очень любят спелые ягоды, сладкие яблоки и душистый мед, Именно поэтому медведей зовут сладкоежками. А еще медведи любят овес молочной спелости. Подвижная игра «Слепой медведь».
Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две ложки. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они не сильными движениями стучат ложкой об ложку. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.
Рефлексия.
Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается. Ребята, вы справились со всеми экологическими заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. А теперь вы можете сказать кто такие эколята? (Прослушать ответы детей).
Эколята – это дети, которые знают законы природы и выполняют их.
Эколята – это дети, которые уже сейчас делают все, что могут, чтобы жизнь на нашей планете продолжалась. Все большие молодцы! Были активными, внимательными, громко отвечали. Много знаете о природе, доказали, вы настоящие защитники природы и за это вам Лесовик оставил в корзине эмблемы юных экологов я хочу вам вручить их. Чтобы о сегодняшней прогулке вы помнили как можно дольше. Вручение эмблем.
Дети и воспитатель прощаются с Эколятами.
В группе дети изготавливают цветы из шишек для мам.