Татьяна Алексеевна Ермакова
Конспект экскурсии «Игрушки донских казачат. Куклы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная экскурсия в мини-музей детского сада
«Казачья горница».
Экскурсовод: воспитатель
Посетители: дети подготовительной группы
Тема экскурсии: «Игрушки донских казачат. Куклы»
Цель: создание педагогических условий, способствующих приобщению детей к историческим, духовным ценностям и традициям Донского края, через знакомство с куклой кулемой.
Задачи:
- воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;
Публикация «Конспект экскурсии „Игрушки донских казачат, Куклы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества;
- развивать и обогащать словарный запас, пополнить его новыми понятиями и словами:
- создать благоприятную эмоционально - комфортную среду для продуктивной деятельности (конструирование).
Словарная работа: Кулема, куль, кувадка, оберег.
Ход экскурсии:
Ребята, Какая самая любимая игрушка у всех девочек? (Ответы детей). Да, одной из самых любимых игрушек девочек была кукла.
А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры? Послушайте ребята сказку:
Жила-была на свете девочка. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка позвала дочку и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой»- сказала матушка. После смерти мамы, девочка стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было- мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда бедняжка куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром- все дела девочки переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором она живет. Стала кукла подружкой и оберегом.
А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей). Обратите внимание на слово. Оберег- оберегает. Оберег – это предмет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве.
Мастерили казачки для своих дочерей красивых куколок. Передавали через этих кукол свою любовь и заботу. Ребята, а хотите узнать, с какими куклами казачата играли? Тогда пойдем в наш музей и там рассмотрим их, и я о них вам расскажу. (Идут в мини-музей «Казачья горница»).
Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, когда не было магазинов, а все покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас. Дети придумывали и делали себе игрушки сами или им мастерили взрослые.
Сначала дети играли деревянной куклой. Из чего она сделана?
Вот какой!
(воспитатель показывает полено)
Повяжет девочка платок, наденет юбку, и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Позже придумали куклу из соломы (соломенную).
(воспитатель показывает соломенную куклу). Делали и глиняных красавиц из глины.
Ребята, а как вы думаете из чего еще делали кукол?
Кукол делали из разных материалов, а еще из кабачка (раньше тыкву называли кабак) – вырезали кожуру. Рисовали золой, угольком лицо, заворачивали в тряпочки – вот и готова лялька.
Можно было изготовить ляльку, то есть, младенца из очищенного початка кукурузы, или из листьев кукурузного початка.
Делали и цветочных кукол. Как?
Брали розу (мак, обрывали часть лепестков, или же срывали бутон, или отцветший цветок. Короткий черешок втыкали в перевернутый цветок колокольчика – получалась дама в платье.
Такой кукле стелили постельку из листьев, одеялко- из лопуха, мастерили огород из цветочков, тыковок.
Как вы думаете, когда у маленькой казачки появлялась первая кула. в 2. 3 года или сразу после рождения? (Ответы детей)
Сразу после рождения ребеночку сворачивали из полотенца и лоскутов куклу. Эта тряпичная куколка называлась у донских казаков -«Кулема». В России таких тряпичных кукол называли «кувадки». Давайте повторим – Ку-ле-ма. А кулемой ее назвали, потому, что она на мешочек похожа. А слово "куль"у казаков "мешок"значило.
Брали казачки платок, завязывали узелками два конца. Это ручки. В один не завязанный конец клубочек клали и обматывали. Затем ручки прикладывались к голове и нижним концом привязывались. Посмотрите, с боков у Кулемы есть кармашки. Туда можно спрятать конфетку – вот так (показывает, или пряничек, или шишечку. Куколок украшали – делали им переднички и платочки.
Вешали кулему в люльку и приговаривали : «Штоб ты была тряпошница, штоб были у тебя куклы».
А почему так приговаривали? Давайте вместе подумаем. Чему училась маленькая казачка, играя с куклой (шить, стирать, заботиться о семье, нянчить младших).
Маленькие куколки служили оберегом для ребенка. Куколку могли класть под подушку – она оберегала от болезней и дурных снов. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!
Ребята, скажите из чего мастерили кукол?
А как называлась тряпичная куколка?
Для чего нужна была кулема?
Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось в нашем музее? Какая кукла вам запомнилась больше всего? (Ответы детей). А сейчас пойдем в группу и попробуем с вами смастерить своих куколок.