Елена Николаевна
План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире «Экосистема водоема»
▼ Скачать + Заказать документы
План- конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире по теме «Экосистема водоема».
ЦЕЛЬ:
[/b]формирование знаний у воспитанников об экосистеме водоема (пруда).
Образовательные задачи:
обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (прудом);
закреплять знания растений и животных водоемов.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об аквариуме, его обитателях.
Воспитательные задачи:
Публикация «План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире „Экосистема водоема“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
воспитывать бережное отношение к живым объектам.
Словарная работа:
- Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Активизация словаря: употребление слов- чешуя, жабры, плавники, аквариум, река, озеро, пруд, море, океан, водоросли, карась, окунь.
- Повторить обобщающие понятия: рыба, водоплавающие птицы, водоемы.
Методы и приемы:
- работа с наглядным материалом;
- проблемные ситуации;
- эксперимент;
- беседа;
- анализ деятельности;
- вопросы к детям;
-объяснение;
- напоминание способов деятельности.
Оборудование:
Пейзаж пруда, загадки о растениях и животных пруда, два стакана с водой (в одном чистая в другом грязная, фильтр.
Раздаточное: картинки с изображением растений и животных, пустые стаканы, разные фильтры.
Предварительная работа: знакомство с обитателями аквариума, беседа на тему «Охрана водоёмов и правильное поведение при отдыхе на воде и возле неё».
Ход занятия:
Воспитатель: -
Ребята, сегодня я приглашаю совершить путешествие в прекрасный подводный мир, часть которого есть в наших домах. Для начала отгадайте загадки:
Загадка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
Дети: -рыба
Ребенок: - А я тоже знаю загадку.
Загадка: У родителей и деток вся одежда из монеток.
Дети: -рыбка и ее детки.
Воспитатель: -А что же такое монетки?
Дети: - Чешуя у рыбок.
Воспитатель: - Мы уже знакомы с обитателями аквариума.
Давайте вспомним, какой формы тело у рыбок, из каких частей оно состоит?
Дети: -«У рыбок форма тела овальная»
Второй ребенок: «У рыбки есть: голова, хвост, плавники, туловище, жабры».
Воспитатель:
-Да, у большинства рыбок форма тела овальная, но у некоторых рыб она круглая (рыба–шар, треугольная (скалярия).
-А что вы ещё знаете о рыбках?
Дети: «Тело рыбок покрыто чешуёй, они дышат жабрами, и плавают при помощи плавников и хвостика.»
Воспитатель: -Скажите, где еще кроме аквариума могут жить рыбки?
Дети: «Рыбки живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах».
Воспитатель: -Давайте с вами сравним разных рыбок. (показ по атласу «Рыбы в картинках»).
-Чем отличаются рыбы на рисунках?
-А что у них общего?
Дети: - «Рыбы на рисунках отличаются формой плавников, размером, окраской».
- «А общее у их то, что все рыбы имеют головы, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры».
Воспитатель: -Как вы думаете, почему у них столько общего?
Дети: - «У рыб столько общего потому, что они живут все в воде».
Воспитатель: -Вспомните, пожалуйста, что кроме рыбок есть в аквариуме?
Дети: -В аквариуме есть еще водоросли, улитки, ракушки, камушки.
Воспитатель:
-Верно. В естественных водоемах, как вы знаете, тоже живут не только одни рыбы. На поверхности водоема и в верхнем слое воды живут мелкие организмы, это мелкие растения и животные – мелкие водоросли, различные насекомые и их личинки, например, водомерки, стрекозы, комары. На дне растут более крупные растения – различные водоросли. Посмотрите, пожалуйста, на картину пруда (показ картин). Что вы на ней видите?
Дети:
Вблизи берегов видны: кувшинка, рогоз, камыш. Они растут в воде, но листья и стебли расположены над водой. Множество мелких водорослей привлекает внимание различных рыб и мелких рачков, например циклопов и дафний. Эти мелкие рачки часто используются в виде корма и для аквариумных рыбок. Рачками кормятся многие рыбы, например, карась и плотва. В свою очередь этими рыбами нередко лакомятся хищные рыбы – окунь, щука. На дне водоемов живут различные организмы, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные микробы, а также всем известные раки и личинки комаров.
На берегу, в зарослях трав, кустарников, деревьев гнездятся водоплавающие птицы и те птицы, которые находят себе пищу на мелководье.
Воспитатель: - Назовите, пожалуйста, таких птиц.
Дети: Водоплавающие птицы- это утки, гуси, лебеди, цапли.
Воспитатель:
-Если вы внимательно посмотрите на рисунок пруда, то вы увидите, что все растения, которые растут в пруду или возле него имеют крупные листья. Здесь нет растений с мелкими листьями или с листъями видоизмененными в колючки. Как вы думаете, почему?
Дети: -Возле водоема нет растений с мелкими листьями и колючками потому что здесь достаточно воды.
Воспитатель: -Правильно, ребята. Вы уже засиделись, давайте немного разомнёмся. У нас физкультминутка, игра «Комарик».
Дети: Комарик летает,
Летает, летает,
Где сесть не знает:
Ж – ж – ж… Хлоп!
Воспитатель:
-Перед вами на столах лежат картинки с различными растениями и животными. Выберите, пожалуйста, те картинки, на которых изображены растения и животные пруда и расположите их на листе с кругами Эйлера по местам их обитания. Круг синего цвета – это пруд, на нём надо расположить водных обитателей. Круг зелёного цвета – берег, круг белого цвета – «воздух».
Молодцы. А теперь давайте вместе с вами составим несколько цепочек питания обитателей пруда.
Например, водоросли карась окунь, т. е сначала какое-то растение, им питается травоядная рыба, а ею питается хищная рыба.
(На доске выставляется схема цепочки питания обитателей пруда)
А теперь вы составьте аналогичную схему.
Дети предлагают схему:
Водоросли- карп (плотва)- щука
Воспитатель:
-Давайте придумаем ещё цепочку питания, только с другими обитателями пруда. На пруду много комаров и других насекомых. Кто ими питается?
А лягушками кто питается?
Дети: -Лягушки питаются насекомыми, а ими питаются цапли.
Воспитатель:
-Правильно. Вот и ещё одна цепочка питания (дети с помощью воспитателя выставляют схему этой цепочки питания).
Воспитатель: - Скажите, а что произойдёт, если комаров не будет на пруду? Ведь многим людям комары не нравятся, они кусаются и переносят болезни, и люди придумали вещества для уничтожения насекомых.
Дети: -Лягушкам нечего будет кушать, и они умрут.
Воспитатель:
-Правильно. А если не будет лягушек, что случиться?
Дети: -Погибнут цапли, потому что им нечего будет есть.
Воспитатель:
-Да, верно. Получается, что люди уничтожив комаров, уничтожат ещё лягушек и цапель. А этого делать нельзя. Прежде чем что-то сделать, человек должен хорошо подумать, не навредит ли это природе?
Вспомните, пожалуйста, какая вода в аквариуме?
Дети: -Чистая, прозрачная.
Воспитатель:
-Правильно.
Рыбкам будет уютно и приятно жить в чистой, прозрачной воде, где достаточно света, тепла, воздуха. Все это им обеспечивает в аквариуме человек. А всегда ли в речках, прудах чистая вода?
К сожалению, не всегда. А что же люди могут сделать, если вода грязная?
Дети:-Люди могут очистить воду.
Воспитатель:
-Да, воду можно очистить при помощи специального оборудования.
Давайте посмотрим, как это можно сделать. (Показ опыта «Очистка грязной воды». На отдельном столе стоит приготовленное оборудование для опыта).
Сравните воду в этих двух стаканах, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная).
Дети говорят, что в одном стакане чистая вода, а в другом грязная.
Воспитатель:
-Давайте грязную воду очистим с помощью сеточки.
Ребенок переливает грязную воду в пустой стакан с сеточкой. Второй ребёнок придерживает их.
Дети отвечают: «Вода ещё грязная, но без крупного мусора: без камушков и палочек».
Воспитатель: - Давайте теперь эту воду процедим через фильтр из двух слоёв бинтика. Что мы видим?
Один ребёнок переливает воду, второй-придерживает оборудование. Дети отвечают: «Ещё часть мусора осталась в фильтре, а вода стала чище».
Воспитатель:
-Давайте воду процедим через ещё один фильтр.
Что получилось?
Дети: - Вода стала еще чище
Воспитатель:
-Вот примерно также люди очищают грязную воду чтобы её можно было пить и готовить из неё пищу, только они это делают при помощи более сложного оборудования.
- Мы сегодня с вами убедились, что мир водоёмов богат и разнообразен. Люди любят отдыхать на берегах рек, озёр, прудов. А всегда ли мы ведем себя правильно на природе и не причиняем ей вреда?
Дети:-Не всегда.
Воспитатель:
- Ребята, вы уже знаете как нужно вести себя возле водоёмов, чтобы не причинить вреда их обитателям. Давайте покажем свои рисунки и расскажем всем чего нельзя делать, прейдя в гости к природе?
Дети показывают свои рисунки и говорят по очереди:
1. Нельзя мусорить, бросать бумагу, банки, пакеты.
2. Нельзя пугать животных, разорять гнёзда.
3. Нельзя мыть в водоёмах машины.
4. Нельзя ловить на рыбалке маленьких рыбок,
можно только взрослых рыб.
5. Нельзя рвать охапками цветы и другие растения.
6. Нельзя очень громко шуметь и включать громко музыку.
7. Нельзя брать домой диких животных и птиц.
Воспитатель:
Если все будут бережно относиться к природе,
тогда рыбки и все другие обитатели водоёмов смогут сказать так:
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек - природе друг!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
2. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
3. Бидюкова Г. Ф. – Благосклонов К. Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
4. Подъякова Н. Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
5. Виноградова Н. Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
6. И. А. Рыжова «Наш дом – природа».
7. Зебзеева В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998, № 7, с. 45-49.
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.