МААМ-картинки

План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире «Экосистема водоема»

Елена Николаевна
План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире «Экосистема водоема»
▼ Скачать + Заказать документы

План- конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире по теме «Экосистема водоема».

ЦЕЛЬ:

[/b]формирование знаний у воспитанников об экосистеме водоема (пруда).

Образовательные задачи:

обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (прудом);

закреплять знания растений и животных водоемов.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об аквариуме, его обитателях.

Воспитательные задачи:

Публикация «План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире „Экосистема водоема“» размещена в разделах

воспитывать бережное отношение к живым объектам.

Словарная работа:

- Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- Активизация словаря: употребление слов- чешуя, жабры, плавники, аквариум, река, озеро, пруд, море, океан, водоросли, карась, окунь.

- Повторить обобщающие понятия: рыба, водоплавающие птицы, водоемы.

Методы и приемы:

- работа с наглядным материалом;

- проблемные ситуации;

- эксперимент;

- беседа;

- анализ деятельности;

- вопросы к детям;

-объяснение;

- напоминание способов деятельности.

Оборудование:

Пейзаж пруда, загадки о растениях и животных пруда, два стакана с водой (в одном чистая в другом грязная, фильтр.

Раздаточное: картинки с изображением растений и животных, пустые стаканы, разные фильтры.

Предварительная работа: знакомство с обитателями аквариума, беседа на тему «Охрана водоёмов и правильное поведение при отдыхе на воде и возле неё».

Ход занятия:

Воспитатель: -

Ребята, сегодня я приглашаю совершить путешествие в прекрасный подводный мир, часть которого есть в наших домах. Для начала отгадайте загадки:

Загадка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

Дети: -рыба

Ребенок: - А я тоже знаю загадку.

Загадка: У родителей и деток вся одежда из монеток.

Дети: -рыбка и ее детки.

Воспитатель: -А что же такое монетки?

Дети: - Чешуя у рыбок.

Воспитатель: - Мы уже знакомы с обитателями аквариума.

Давайте вспомним, какой формы тело у рыбок, из каких частей оно состоит?

Дети: -«У рыбок форма тела овальная»

Второй ребенок: «У рыбки есть: голова, хвост, плавники, туловище, жабры».

Воспитатель:

-Да, у большинства рыбок форма тела овальная, но у некоторых рыб она круглая (рыба–шар, треугольная (скалярия).

-А что вы ещё знаете о рыбках?

Дети: «Тело рыбок покрыто чешуёй, они дышат жабрами, и плавают при помощи плавников и хвостика.»

Воспитатель: -Скажите, где еще кроме аквариума могут жить рыбки?

Дети: «Рыбки живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах».

Воспитатель: -Давайте с вами сравним разных рыбок. (показ по атласу «Рыбы в картинках»).

-Чем отличаются рыбы на рисунках?

-А что у них общего?

Дети: - «Рыбы на рисунках отличаются формой плавников, размером, окраской».

- «А общее у их то, что все рыбы имеют головы, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры».

Воспитатель: -Как вы думаете, почему у них столько общего?

Дети: - «У рыб столько общего потому, что они живут все в воде».

Воспитатель: -Вспомните, пожалуйста, что кроме рыбок есть в аквариуме?

Дети: -В аквариуме есть еще водоросли, улитки, ракушки, камушки.

Воспитатель:

-Верно. В естественных водоемах, как вы знаете, тоже живут не только одни рыбы. На поверхности водоема и в верхнем слое воды живут мелкие организмы, это мелкие растения и животные – мелкие водоросли, различные насекомые и их личинки, например, водомерки, стрекозы, комары. На дне растут более крупные растения – различные водоросли. Посмотрите, пожалуйста, на картину пруда (показ картин). Что вы на ней видите?

Дети:

Вблизи берегов видны: кувшинка, рогоз, камыш. Они растут в воде, но листья и стебли расположены над водой. Множество мелких водорослей привлекает внимание различных рыб и мелких рачков, например циклопов и дафний. Эти мелкие рачки часто используются в виде корма и для аквариумных рыбок. Рачками кормятся многие рыбы, например, карась и плотва. В свою очередь этими рыбами нередко лакомятся хищные рыбы – окунь, щука. На дне водоемов живут различные организмы, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные микробы, а также всем известные раки и личинки комаров.

На берегу, в зарослях трав, кустарников, деревьев гнездятся водоплавающие птицы и те птицы, которые находят себе пищу на мелководье.

Воспитатель: - Назовите, пожалуйста, таких птиц.

Дети: Водоплавающие птицы- это утки, гуси, лебеди, цапли.

Воспитатель:

-Если вы внимательно посмотрите на рисунок пруда, то вы увидите, что все растения, которые растут в пруду или возле него имеют крупные листья. Здесь нет растений с мелкими листьями или с листъями видоизмененными в колючки. Как вы думаете, почему?

Дети: -Возле водоема нет растений с мелкими листьями и колючками потому что здесь достаточно воды.

Воспитатель: -Правильно, ребята. Вы уже засиделись, давайте немного разомнёмся. У нас физкультминутка, игра «Комарик».

Дети: Комарик летает,

Летает, летает,

Где сесть не знает:

Ж – ж – ж… Хлоп!

Воспитатель:

-Перед вами на столах лежат картинки с различными растениями и животными. Выберите, пожалуйста, те картинки, на которых изображены растения и животные пруда и расположите их на листе с кругами Эйлера по местам их обитания. Круг синего цвета – это пруд, на нём надо расположить водных обитателей. Круг зелёного цвета – берег, круг белого цвета – «воздух».

Молодцы. А теперь давайте вместе с вами составим несколько цепочек питания обитателей пруда.

Например, водоросли карась окунь, т. е сначала какое-то растение, им питается травоядная рыба, а ею питается хищная рыба.

(На доске выставляется схема цепочки питания обитателей пруда)

А теперь вы составьте аналогичную схему.

Дети предлагают схему:

Водоросли- карп (плотва)- щука

Воспитатель:

-Давайте придумаем ещё цепочку питания, только с другими обитателями пруда. На пруду много комаров и других насекомых. Кто ими питается?

А лягушками кто питается?

Дети: -Лягушки питаются насекомыми, а ими питаются цапли.

Воспитатель:

-Правильно. Вот и ещё одна цепочка питания (дети с помощью воспитателя выставляют схему этой цепочки питания).

Воспитатель: - Скажите, а что произойдёт, если комаров не будет на пруду? Ведь многим людям комары не нравятся, они кусаются и переносят болезни, и люди придумали вещества для уничтожения насекомых.

Дети: -Лягушкам нечего будет кушать, и они умрут.

Воспитатель:

-Правильно. А если не будет лягушек, что случиться?

Дети: -Погибнут цапли, потому что им нечего будет есть.

Воспитатель:

-Да, верно. Получается, что люди уничтожив комаров, уничтожат ещё лягушек и цапель. А этого делать нельзя. Прежде чем что-то сделать, человек должен хорошо подумать, не навредит ли это природе?

Вспомните, пожалуйста, какая вода в аквариуме?

Дети: -Чистая, прозрачная.

Воспитатель:

-Правильно.

Рыбкам будет уютно и приятно жить в чистой, прозрачной воде, где достаточно света, тепла, воздуха. Все это им обеспечивает в аквариуме человек. А всегда ли в речках, прудах чистая вода?

К сожалению, не всегда. А что же люди могут сделать, если вода грязная?

Дети:-Люди могут очистить воду.

Воспитатель:

-Да, воду можно очистить при помощи специального оборудования.

Давайте посмотрим, как это можно сделать. (Показ опыта «Очистка грязной воды». На отдельном столе стоит приготовленное оборудование для опыта).

Сравните воду в этих двух стаканах, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная).

Дети говорят, что в одном стакане чистая вода, а в другом грязная.

Воспитатель:

-Давайте грязную воду очистим с помощью сеточки.

Ребенок переливает грязную воду в пустой стакан с сеточкой. Второй ребёнок придерживает их.

Дети отвечают: «Вода ещё грязная, но без крупного мусора: без камушков и палочек».

Воспитатель: - Давайте теперь эту воду процедим через фильтр из двух слоёв бинтика. Что мы видим?

Один ребёнок переливает воду, второй-придерживает оборудование. Дети отвечают: «Ещё часть мусора осталась в фильтре, а вода стала чище».

Воспитатель:

-Давайте воду процедим через ещё один фильтр.

Что получилось?

Дети: - Вода стала еще чище

Воспитатель:

-Вот примерно также люди очищают грязную воду чтобы её можно было пить и готовить из неё пищу, только они это делают при помощи более сложного оборудования.

- Мы сегодня с вами убедились, что мир водоёмов богат и разнообразен. Люди любят отдыхать на берегах рек, озёр, прудов. А всегда ли мы ведем себя правильно на природе и не причиняем ей вреда?

Дети:-Не всегда.

Воспитатель:

- Ребята, вы уже знаете как нужно вести себя возле водоёмов, чтобы не причинить вреда их обитателям. Давайте покажем свои рисунки и расскажем всем чего нельзя делать, прейдя в гости к природе?

Дети показывают свои рисунки и говорят по очереди:

1. Нельзя мусорить, бросать бумагу, банки, пакеты.

2. Нельзя пугать животных, разорять гнёзда.

3. Нельзя мыть в водоёмах машины.

4. Нельзя ловить на рыбалке маленьких рыбок,

можно только взрослых рыб.

5. Нельзя рвать охапками цветы и другие растения.

6. Нельзя очень громко шуметь и включать громко музыку.

7. Нельзя брать домой диких животных и птиц.

Воспитатель:

Если все будут бережно относиться к природе,

тогда рыбки и все другие обитатели водоёмов смогут сказать так:

Жить в подводном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!

Человек - природе друг!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.

2. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

3. Бидюкова Г. Ф. – Благосклонов К. Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.

4. Подъякова Н. Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.

5. Виноградова Н. Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

6. И. А. Рыжова «Наш дом – природа».

7. Зебзеева В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998, № 7, с. 45-49.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Публикации по теме:

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Конспект НОД по формированию представлений о профессии врача «Кто нас лечит»Конспект НОД по формированию представлений о профессии врача «Кто нас лечит» Цель: углубление представлений о профессии врача. Задачи: расширять знания о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке»Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке» Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений тема: «На помощь принцессе Звёздочке» Воспитатель: Артемьева Людмила.

Конспект НОД по формированию представлений о ЗОЖ «Путешествие по сказкам» Тема : "Путешествие по сказкам" Возрастная группа; средняя Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; развивать и совершенствовать.

Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире»Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» В данное пособие включены такие компьютерные.

Магнитик-сувенир. План-конспект совместной деятельности (средняя группа)Магнитик-сувенир. План-конспект совместной деятельности (средняя группа) Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;.

Перспективное планирование по познанию (формированию представлений и мире и человеке) в старшей группе по программе «Радуга» Октябрь 1. Знаки вокруг нас. Цель: ввести понятие «знак; показать роль и значение различных знаков в нашей жизни; познакомить с конкретными.

Перспективное планирование по формированию представлений о мире и человеке в старшей группе по программе «Радуга» Февраль 1. Удивительное место на Земле. Степь. Цель: показать богатство и разнообразие природы нашей страны, упражнять детей в умении ориентироваться.

Занятие по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Друзья человека» для детей 4–5 лет Тема: Друзья человека. Задачи. Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные» и «дикие животные», «Друзья человека» с отдельными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире «Экосистема водоема»
Опубликовано: 7 июня 2022 в 10:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект совместной деятельности по формированию представлений об окружающем мире «Экосистема водоема»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна (УИ 1776332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД