карина грибанова
Конспект НОД «Экология»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие; социально – коммуникативное развитие
Тема: «Как готовятся к зиме растения, животные, люди»
Вид деятельности: игровая, коммуникативная
Форма НОД: экологическое воспитание
Вид НОД: ознакомление с миром природы
Форма организации: групповая
Публикация «Конспект НОД „Экология“» размещена в разделах
Планируемые результаты: у детей воспитаны дружеские взаимоотношения между друг другом; у детей развиты познавательные процессы и познавательная активность; развито умение поддерживать беседу; развита речь как средство общения; у детей расширены знания о деревьях, птицах (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран) и животных; дети умеют замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Цель: развитие познавательных интересов у детей в процессе экологического воспитания.
Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие задачи: развивать познавательные процессы и познавательную активность; развивать умение поддерживать беседу; развивать речь как средство общения.
Обучающие задачи: расширять и уточнять знания детей о деревьях, птицах (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран) и животных; учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Саша – развивать умение отвечать полным ответом
Маша – развивать диалогическую речь и внимание
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез,2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предварительная работа: наблюдения за животными. Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Наблюдения за растениями. Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений: растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.
Материалы, инструменты, оборудование: карточки с животными: бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами: воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями: рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей: пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров;
Этапы Методы Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. Беседа Воспитатель собирает вокруг себя детей
-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки.
-Хотите узнать, что же они нам пишут?
(Здравствуйте, ребята гр. «Солнышко», мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать, как у вас растения, животные, люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность). Дети слушают педагога,
соглашаются, проявляют интерес. Дети смотивированы на предстоящую деятельность
2. Основной этап
2.1 Просмотр презентации
Задача: закрепить знания детей о деревьях, птицах (зимующих и перелетных, и животных Демонстрация
Беседа -Ребята, у меня есть для вас очень интересная презентация, посмотрев ее мы сможем более подробно узнать и вспомнить как животные, птицы и растения готовятся к зиме.
-Хотите?
-Тогда внимательно слушайте и смотрите. Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы Дети проявляют познавательный интерес, любознательность
2.2. «Ответ жителям Африки»
Упражнение -Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо?
-Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах.
-Для этого мы сейчас разделимся на группы и распределим между собой задания.
1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения;
2-ая группа – как готовятся к зиме животные, впадающие в спячку;
3-я группа – как готовятся к зиме животные, не впадающие в спячку (делают запасы);
4-я группа – как готовятся к зиме птицы;
5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители).
-Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу.
-Затем мы выслушиваем каждую микро группу, задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Дети разделились на группы и начинают выполнять задание
2.3. Физкультминутка
Задача: способствовать переключению внимания детей на другой вид деятельности, снятию мышечного напряжения Демонстрация Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и немного поиграть.
Воспитатель включает видеоролик, на котором изображены движения с музыкой, дети повторяют. Дети повторяют движения Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности
2.2. Дидактическая игра «Птичье лото»
Задача: закреплять знания о различных видах птиц (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран); развивать познавательные процессы; способствовать формированию познавательной активности Беседа
Демонстрация -А теперь для вас у меня есть очень интересная игра – лото.
-Хотите поиграть?
-Тогда внимательно слушайте правила игры.
Игра проводится по принципу лото.
-Ребята, я буду ведущей.
-Предлагаю каждому из вас взять по одной карточке (поле для картинок)
-Поле нужно заполнить 8 карточками с изображением птиц.
-Я показывает карточку, а вы должны сказать ваша она или нет.
-Когда поле собрано игрок считается победителем, второй собравший картинку победителем на 2 месте и т. д. Можно усложнить игру, дать игрокам по 2 картинки лото и заполнить карточками.
Дети собирают карточки У детей закреплены знания о различных видах птиц (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран); развит познавательный процесс; сформирована познавательная активность
3. Подведение итогов
Задача: формировать умение подводить итоги; развивать свободное общение со знакомым взрослым и сверстниками Беседа -Ребята, пора заканчивать наше удивительно интересное занятие.
-Кто напомнит мне чем сегодня мы с вами занимались?
-Саша, что тебе больше всего запомнилось?
-В чем возникали у вас трудности?
-Про каких птиц мы узнали с вами сегодня?
-А еще про что или кого узнали с вами?
Отвечают на вопросы Дети проявляют умение подводить итоги;
Проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками;
Проявляют инициативу и самостоятельность в общении
4. Открытость
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность
Беседа -Ребята, жители Африки так рады что мы рассказали им подробно как готовятся к зиме растения, животные, люди.
-Что они захотели вас поблагодарить и подарить вам вот такие замечательные раскраски. Выбирают вид деятельности, участников совместной деятельности, проявляют инициативу, сотрудничают с педагогом и сверстниками Ребенок умеет самостоятельно организовать собственную деятельность во взаимодействии со сверстниками