Анна Кайгародова
Конспект экологического занятия в старшей группе «Леса — земли краса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Конкретизировать представление детей о лесе как природном сообществе (лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе, жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга).
2. Формировать представления о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном).
3. Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её.
Публикация «Конспект экологического занятия в старшей группе „Леса — земли краса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: магнитная доска, плоскостные деревья, птицы, насекомые, звери, трава, цветы, грибы, фигурки людей-туристов – всё на магнитах; выставка изделий из древесины, лекарственных растений (в аптечных упаковках, даров леса; картина-пейзаж (лес, музыкальные фонограммы; заготовки природоохранных знаков.
Ход занятия
Воспитатель:
- Что такое окружающая среда? Правильно, это все, что находится вокруг нас: это окружающая нас природа:
Посмотри, мой юный друг, Поле, речка и трава
Что находится вокруг: Горы, воздух и листва,
Небо светло-голубое, Птицы, звери и леса,
Солнце светит золотое, Гром, туманы и роса -
Ветер листьями играет Все в любое время года
Тучка в небе проплывает. Называется природа.
-Я хочу рассказать удивительную историю про лес и предлагаю вам ее проиллюстрировать. Итак, рассказ начинается…
«Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?»- рассуждал художник. «Лес – это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья- берёзы и ели, дубы и клёны, липы и рябины, осины и сосны.
Одновременно на магнитную доску воспитатель предлагает детям поместить плоскостные деревья.
Звучит фонограмма (шум деревьев) дети рассматривают изображение.
Затем фонограмма выключается.
«Очень хорошо у него получилось. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и берёзок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. – Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? – вдруг услышал он. – Это не лес, а одни лишь деревья. Посмотрел художник внимательно и понял, что это разговаривает с ним большой дуб.
- Разве может быть лес без кустов, цветов, травы, грибов и ягод?
Он опять нарисовал деревья. И они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, цветы, зеленая трава, грибы и ягоды.
Дети помещают на доску изображение кустарников, травянистых растений, грибов, ягод.
Но лес продолжал болеть.
- Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, птиц и зверей, - снова услышал художник голос мудрого дуба.
- Разве это обязательно? – удивился художник. – Но я не знаю, кто мог бы жить в лесу».
Воспитатель:
-Как вы думаете, каких животных можно нарисовать художнику на картине? Найдите, пожалуйста, нужные картинки, «поселите» животных на картину.
Воспитатель предлагает детям поместить на доску магнитные картинки- изображения животных (дикие, домашние, птицы, насекомые, дети размещают нужные фигуры «в лесу».
Воспитатель продолжает сказку.
«И художник нарисовал разных животных. Он окончил работу, когда было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. Случилось чудо – его лес ожил!
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты старый дуб. – Теперь он будет жить, потому что в нем есть все: и деревья, и травы, и цветы, и грибы, и животные. Все они непременно находятся в лесу. И все вместе – это и есть ЛЕС.
Звучит фонограмма «Голос леса».
Воспитатель:
- Вот интересная сказка. Она вам понравилась? А что или кто вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей).
- А мне очень понравился умный старый дуб. Потому что он смог объяснить художнику, что лес – это большой дом со множеством жильцов. И все они нужны друг другу.
А как лес помогает человеку? (дает ягоды, грибы, лекарственные растения).
- Правильно, все это лес дает нам, а мы называем это «дары леса». Но есть еще много всего, что дает человеку лес.
Лес дает людям чистый воздух: листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания, хвойные деревья выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие микробы. Но и это еще не все.
Обращает внимание детей на выставку.
- Подойдите, посмотрите, сколько нужных вещей дает людям лес. Здесь и дары леса, о которых мы уже говорили, и предметы из древесины. На свете очень много вещей, сделанных из дерева: цветные карандаши, бумага, мебель, посуда, музыкальные инструменты…
Еще лес дает людям хорошее настроение. Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку (звучит музыка, а поэты пишут замечательные стихи:
Как чудесен наш лес на заре!
Весь сверкает, блестит в серебре!
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
Молодая осинка стоит –
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву
И уронит росинку в траву…
Обращает внимание детей на пейзаж.
- Художники пишут чудесные картины. Посмотрите, как похож лес на настоящий! Кажется, что сейчас дунет ветерок, и закачаются белоствольные березки, зашумят своей листвой.
Воспитатель:
- Дары леса, лекарственные растения, чистый воздух, деревянные изделия, хорошее настроение и отдых – вот сколько всего дарит человеку лес!
Значит, он очень нужен людям, лес дружит с людьми.
На мольберт помещается модель «Лес «помогает» человеку».
- А как вы думаете, ребята, люди лесу нужны?
Да, вы правы, лес может прожить без людей, природа сама может о себе позаботиться. А теперь – продолжение нашей сказки…
Лес замечательно жил на картине художника, он весело шумел летом и украшал землю своей золотой листвой осенью; в него прилетали по весне птицы, пели свои волшебные песни; в нем жили разные животные: насекомые, звери. Но однажды в лесу появились люди. У них были большие рюкзаки за спинами, а в руках – топоры и зажигалки. А еще у них был большой магнитофон, из которого доносилась громкая музыка. И в лесу стало непривычно шумно. Он наполнился громкими голосами и звуками музыки, стуком топоров. По лесной полянке расползался запах дыма, на ней выросли мусорные кучи из консервных банок, пластиковой посуды, повсюду летали бумажки и пакеты… И вмиг замолчали птицы. Как вы думаете, ребята, что будет дальше в нашей сказке?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, вы правы. Испугавшись шума и громкой музыки, покинули свои гнезда птицы, убежали в другой лес звери.
Что станет с деревьями, если исчезли птицы? (деревья погибнут, т. к. птицы защищают их от вредителей).
Что будет с травянистыми растениями, если на земле, где они растут, высятся кучи мусора? (трава не сможет расти на загрязненной почве, она погибнет).
Одновременно с ответами детей воспитатель убирает с доски изображения растений и животных.
- Посмотрите, что осталось на месте недавно шумевшего, полного жизни, красивого леса? (кучи мусора). Подумайте, к каким серьезным последствиям может привести неправильное поведение людей в природе?
- Предлагаю вам исправить ошибку в нашей книге, вернемся на ту страничку, где в лес пришли туристы и расскажем им, как нужно вести себя в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу, воспитатель поясняет.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
(Растение живое существо. Его ветки и листья - как руки и рот для нас, с их помощью растение питается).
- Нельзя рвать цветы.
(Букеты можно составить только из тех цветов, которые выращивает человек. А в природе очень много исчезающих растений, и дикие растения растут намного дольше, чем садовые).
- Нельзя разорять муравейники.
(Муравьи – санитары леса, они собирают в лесу мелкий мусор. Вокруг крупных муравейников ставят изгороди и их охраняют).
- Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
(Испугавшись, птица может больше не вернуться в свое гнездо или вернуться слишком поздно, и тогда птенцы не вылупятся или погибнут от голода).
- Нельзя приносить из леса животных.
(Лесные животные не смогут жить в неволе).
- В лесу нельзя шуметь и мусорить.
Воспитатель:
- А как правильно гулять в лесу, чтобы не принести ему вреда?
(Нужно ходить спокойно, можно собирать грибы, ягоды, лекарственные травы, только делать это правильно. Можно рисовать, фотографировать природу, отдыхать в специально отведенных местах).
- Итак, в лес вошли туристы, и… (не стали шуметь в лесу, а тихо и спокойно отдыхали на полянке, наблюдали за жизнью леса, фотографировали интересные события и красивые растения. Они устроили пикник на полянке. НО весь оставшийся после него мусор сложили в пакет и унесли с собой.
Включается фонограмма «Голоса леса».
- А после их ухода лес продолжал жить своей жизнью: в нем также весело как и раньше пели птицы, летали пчелы и шмели, цвели травы, шумели своей листвой деревья. Вот так благополучно и заканчивается наша история. Посмотрите, ребята, в книге мы с вами смогли все исправить и предотвратить беду. Но в реальной жизни так не получится, поэтому всегда и сразу надо поступать правильно. Что мы должны делать для этого?
(Знать правила поведения в природе и научить им других).
- Предлагаю вам определить по этим рисункам, как можно и как неправильно вести себя в лесу и изготовить природоохранные знаки, которые потом можно расставить на лесной полянке для туристов.
Детям предлагаются заготовки природоохранных знаков (рисунки с изображением разных ситуаций, красные и синие окружности, красные полоски). Дети выясняют, как правильно и как неправильно вести себя в природе и выполняют аппликацию: на разрешающие знаки приклеивают синюю окружность, на запрещенные – красную с плоской окружность.