Светлана Кулагина
Конспект экологического занятия «Цветы-первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«Цветы - первоцветы».
у детей с особыми образовательными потребностями
(6-7год жизни)
Воспитатель: Кулагина С. В.
КОНСПЕКТ
Программные задачи:
Коррекционно-обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с первыми весенними дикорастущими цветами: мать-и–мачехой, медуницей, ветреницей, перелеском; формировать обобщающее понятие подснежники, первоцветы.
Коррекционно-развивающие:
2. Закреплять знания об условиях существования цветов, их значении в жизни леса, названия частей цветка.
Публикация «Конспект экологического занятия „Цветы-первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
3. Развивать творческие способности через элементы театрализации.
Коррекционно-воспитательные:
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
элементы костюмов для артистов;
презентация на тему «Первоцветы»;
медиаподборка к стихотворению (Л. Савчук);
звукозапись пения птиц;
пиктограммы: почему нельзя рвать цветы;
плоскостные части цветка.
Предварительная работа:
- рассматривание изображений первых весенних цветов;
- заучивание стихотворений;
- работа над театрализацией.
Ход занятия:
Дети находятся в зале, оформленном в виде леса. Начинается театрализация под слова воспитателя:
Воспитатель: - Жила - была девочка. Однажды послала её мачеха в лес за подснежниками и домой без них сказала не возвращаться. А девочка, даже не знает какие они подснежники. Идёт она и горько плачет. Ребята, поможем девочке, поищем с ней в лесу подснежники.
Вошла она в лес, а в лесу, на пеньке сидит Старичок-Лесовичок опечаленный.
Лесовичок: - Куда идёшь, девица, куда идёшь, красавица?
Девочка: - Послала меня мачеха за цветами, за подснежниками.
Лесовичок: – Никаких в моём лесу цветов-то нет. Все цветы злая Баба Яга уничтожила. Да ещё потом сказала, что мой лес некрасивый и поганый. И с тех пор в моём лесу всё плохо.
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу плохо без цветов? (дети отвечают с помощью пиктограмм).
• Без цветов нет красоты (не красиво).
• Без цветов погибнут насекомые.
• Без насекомых погибнут птицы.
• В лесу не будет слышно птичьего пения.
• Без птиц лес погибнет.
Лесовичок: Вот ведь горе-то какое.
Предложить детям утешить Лесовичка.
Физминутка:
В ЛЕСУ.
Меж еловых мягких лап В воздухе топать мягкими руками перед собой
Дождик кап, кап, кап. Стучать по ладошке одним пальцем.
Где сучок давно засох Хватательные движения руками.
Вырос мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип Отбрасывать с рук прилипшие листья
Вырос гриб, гриб, гриб. Увеличиваем руками, как будто растёт гриб.
Кто нашёл его, друзья? Развести руки.
Это я, я, я. Указать на себя пальчиком.
Лесовичок: Вот если бы нашлись такие люди, которые сказали о лесе добрые слова. Может он ожил бы и показал свои цветы и всю свою красоту.
Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним о лесе хорошие слова, (дети подбирают эпитеты). Как только вы сказали о лесе так красиво, как на опушке появились цветы, смотрите (на экране появляется мать-и-мачеха).
Девочка обрадовалась:
Девочка: – Это подснежники!
Воспитатель: – Ребята, как называются эти цветы? Рассказ воспитателя о цветке:
Одним из самых первых цветков ранней весной можно наблюдать мать-и-мачеху. Жёлтое "солнышко" на толстой ножке пробивается сквозь плотный слой прошлогодней пожухлой травы. Но, когда туча скроет солнышко, цветы закрываются. Мать-и-мачеха довольно оригинальное растение - сначала выносит на толстом чешуйчатом стебле жёлтый цветок, который затем превращается в белый пушистый шарик с волосистыми семенами. А когда отцветёт, выпускает широкие, почти круглые листья. На внешней своей стороне они темно-зелёные, гладкие и прохладные, как злая мачеха. Снизу же листья покрыты серо-белым, мягким пушком, как мама тёплым. Поэтому и назвали люди цветок мать-и-мачеха.
Дети рассказывают стихотворение о мать-и-мачехе.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Пошла девочка дальше. Вдруг между деревьями показались белые цветы.
Девочка: – Может это подснежники?
Цветы: – Девочка, нас называют ветреница.
Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, почему их так зовут? (от дуновения ветерка они покачиваются). В лесу их растет, видимо- невидимо. Какой формы лепестки? Сколько их? Какого цвета серединка? Посмотрите на их зелёные листья, какие они резные.
Стихотворение о ветренице.
Упали облака с небес,
Вмиг посветлел угрюмый лес.
Там где упали лоскутки,
Весною проросли цветки.
Цветов так много там и тут,
И Ветреницами их зовут.
Они взошли после снегов
Из нежно-белых облаков.
Игра «Собери цветок». Дети собирают на коврике (на полянке) из частей цветок, называя части (бутон, лепестки, стебель, листья, корень).
Пошла девочка дальше. Вдруг между деревьев что-то засинело. Подошла она поближе, а это цветы.
Девочка: – Цветочки, может вы подснежники?
Цветы: – Нас называют, перелески. Мы растём в лесу между деревьями. Насекомых привлекаем голубыми лепестками. Мы зацветаем в апреле, одновременно с самыми первыми весенними цветами — мать-и-мачехой. Только сквозь голые ветки пробьётся солнышко и согреет землю, мы тут-как-тут.
Цветки.
Наши синие цветки …. Соединяют чуть согнутые ладони –
«бутон».
Распускают лепестки…. Разводят пальцы в сторону, запястья
соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит…. Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет…. Шевелят пальцами.
Наши синие цветки…. «раскрытый бутон»
Закрывают лепестки…. Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».
Головой качают… Покачивают «бутоном» вправо-влево.
Тихо засыпают… Сомкнутые соединённые ладони
складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки…. Вновь делают «бутон», постепенно
поднимают его вверх.
Вновь распустят лепестки… Разводят пальцы рук в стороны – «бутон
расцвёл»
Дальше пошла девочка. Вдруг слышит, жужжит кто-то. Ей на встречу, пчела летит.
Пчела: - Что ищешь, девочка? (цветы). Я покажу тебе очень хорошие цветы, посмотри. (На экране – медуница). Эти цветы зовутся медуница. Они необычные.
Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, почему? (на одном стебельке разного цвета цветы).
Пчела: - Мы, пчёлы очень любим их. В середине цветка находится сладкий сок, нектар. Больше всего нектара в синих цветах, мы об этом знаем и летим к ним. А в розовые цветы мы и не заглядываем, они молодые и нектара там мало. Когда же цветы станут голубыми, значит, нектара там уже нет, они отцветают.
Девочка:– И это не подснежники. Что мне делать?
Отправилась девочка дальше и чуть не наткнулась на Старичка-Лесовичка.
Лесовичок: – Ну что, девочка, нашла ты подснежники? (нет). Странно, ведь в лесу их видимо- невидимо, посмотри.
И показал Лесовичок на все встреченные девочкой цветы.
Воспитатель: – Почему Старичок-Лесовичок назвал эти цветы подснежниками? (потому что все эти цветы распускаются весной, после таяния снега). Назовите, какие цветы распускаются после таяния снега? (дети называют названия цветов). Как о них сказать, одним словом?
- Собрала тогда девочка немного цветов и пошла домой. Почему она собрала немного цветов, а не целую охапку? (закрепление знаний по пиктограммам).
А мы, ребята, запомним, что чрезмерно рвать цветы нельзя. Надо беречь лес и всю нашу планету. Под музыку и слайды читается стихотворение:
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки.
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
(Л. Савчук)