Александра Гуменюк
Конспект выступления на родительском собрании «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
педагог-психолог Гуменюк Александра Александровна
Конспект выступления на родительском собрании: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Развить полезно в сей момент,
Эмоциональный интеллект.
Чтобы познать суть жизни всей -
Себя и остальных людей!
(© Copyright: отрывок из стихотворения Елены Малышевой 98, 2019
Публикация «Конспект выступления на родительском собрании „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Свидетельство о публикации №119021705320)
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва дотягивающий до тройки, становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично».
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Что же таит в себе понятие эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.
Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.
Основные составляющие развитого эмоционального интеллекта.
Самопонимание – различение, принятие и называние своих эмоций;
Саморегуляция – выбор способа реагирования на основе анализа эмоционального состояния;
Понимание чувств других – осознание и принятие многообразного эмоционального мира окружающих;
Регуляция взаимоотношений – налаживание и выбор оптимального пути взаимодействия с окружающими.
Без самопонимания невозможно развить остальные составляющие эмоционального интеллекта.
Способы развития эмоционального интеллекта:
-психогимнастические игры;
-ролевые игры;
-коммуникативные игры;
-игры и задания, направленные на развитие произвольности;
-игры, направленные на развитие воображения;
-релаксационные методы;
-использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
-комфортная организация режимных моментов;
-оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
-игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
-арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
-занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
-психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
-телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
-задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
-использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.
Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.
Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта:
Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте».
В нашем мире заведено, при встрече приветствовать друг друга. Я, вам предлагаю сейчас поприветствовать друг друга, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность.
Вопрос: что такое эмоции?
Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).
Игра «Изобрази.»
Игра-упражнение на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Радио – няня»
Этот вариант игры называется «Радио – няня» потому, что рассказы записываются на магнитофон, а затем дети прослушивают свои сочинения.
Дети выбирают карточки с изображением животных с разным настроением и раскладывают их на полу друг за другом. Затем последовательно, друг за другом сочиняют рассказ по карточкам (каждый ребенок продолжает рассказ по своей карточке). Например: «Шел по лесу веселый Мишка, а навстречу ему шла грустная Лиса. Мишка не знал, как развеселить Лису, и они вместе пошли к Ежику. Ежик был очень умный и очень задумчивый. Он посоветовал им пойти на день рождения к Зайцу. А Заяц был очень веселый, потому что у него был праздник. У Зайца в гостях были довольная ворона и удивленная Свинюшка. По дороге Мишка и Лиса встретили печального Волка и плачущую Белку. Они взяли их с собой и пошли к Зайке все вместе…»
Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Игра «Про Обидку и Грустинку»
Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.
Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. И необязательно это делать именно в помещении. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, такими.
Игра «Волк и коза»
Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться;
он ей и говорит: Пошла бы ты вниз, тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.
А коза и говорит: Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.
Беседа после чтения:
Зачем волк звал козу спуститься вниз?
Как коза догадалась о замысле волка?
Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?
Инсценируйте этот рассказ.
Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.
Игра: «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть.
Белка стала просить: Пусти меня.
Волк сказал: Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала: Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.
Беседа после чтения:
Почему белки всегда веселые?
Почему волк злой?
Как можно помочь волку?
Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
Какие добрые дела можно сделать друг другу?
Нарисуйте подарок для волка.
Скажите друг другу добрые слова.
Подберите пословицу к рассказу:
Совет хорошо, а дело лучше.
Легче друга потерять, чем найти.
Доброе слово путь к сердцу открывает.
Используемая литература:
1) Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571.
2) Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
3) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М. : ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
4) Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.