Белишко Оксана Александровна
Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредствам подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Можно смело сказать – движение это жизнь это важное средство в воспитании и развитии детей раннего возраста.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать с ним. По мнению психологов, деятельность малыша выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг. Движение является биологической потребностью в период роста, когда формируются его системы и функции. Развитость движений один из показателей нервно-психического развития малышей. Поэтому причины полного отсутствия интереса к физическим упражнениям у ребенка могут быть разные: нездоровье, неумение, психологический дискомфорт. Без желания ребенка привлекать к занятиям физкультурой в этом случае ничего кроме вреда, не принесет – отрицательное отношение к ним будет только закрепляться. Нужно осторожно и терпеливо, на эмоциональной основе возвращать ребенку данный природой интерес к движению. И начинать это делать необходимо с раннего возраста. Пробуждению у них интереса к занятиям физическими упражнениями способствует разнообразно организованная двигательная деятельность детей.
Публикация «Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредствам подвижных игр» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В раннем возрасте одной из главных задач физического воспитания является создание интереса к физическим упражнениям. Наиболее эффективным средством для решения этой задачи является подвижная игра. По мнению специалистов: Аксариной Н. М., Флериной Е. А. и ряда психологов Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б. и их последователей, игра является основной формой работы, источником бодрости; свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников. С. Прищепа отмечает снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам:
Во-первых; желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.
Во-вторых; воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и её закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре.
В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, т. е. ограничивают принципом «Движение ради движения». Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения. Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.
Примерные варианты игр:
«Мыши и кот»
1. Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. (Кот мышей не ловит, а громко мяукает, показывает коготки и пугает).
2. Пойманных мышек кот уводит к себе. (Учить детей ловить мышей, дотрагиваясь до плеча).
3. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, смелые мыши могут выбежать из норки и быстро вернуться в нее.
4. Вместо стульев могут служить дуги для подлезания и тогда дети-мышки выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за дугу, присев за ней.
«Птички в гнездышках»
1. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивают корм, снова летают, размахивают руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
2. По словесному указанию воспитателя используется имитационные упражнения: «Птички проснулись, потянулись» - дети встают на носочки, поднимают руки в сторону. «Птички расправили крылышки» - легкие движения руками вверх-вниз. «Птички спрыгнули с веточки» - выпрыгнуть из обруча, мягко приземлились на обе ноги.
3. Вместо стульев используют две гимнастические доски, расположенные на противоположной стороне дома. По команде «Птички в гнездышки», дети возвращаются на свое «дерево».
«Лохматый пес»
1. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находившийся на противоположной стороне, изображает пса. Дети гурьбой
подходят к нему, а воспитатель в это время произносит: «Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему разбудим И посмотрим: «Что-же будет?» Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает.
2. Пес гонится за детьми и старается поймать кого-нибудь. Дети убегают на противоположную сторону, обозначенную шнуром.
«Воробышки и кот»
1. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой по 10-12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, но не ловит их, а пугает.
2. Кот ловит воробышков, дотрагиваясь до плеча, и отводит к себе в дом.
3. Невысокие скамейки расположены с двух сторон площадки или комнаты.
4. Добавить имитационные движения, выполняют по словесному указанию воспитателя: «Воробышки прыгают по дорожке», «Клюют зернышки», «Летают».
«Наседка и цыплята»
1. Дети, изображающие цыплят вместе с наседкой (роль наседки в первое время выполняет воспитатель, находятся за веревкой, натянутой между стульями на высоте 30-40 см. Это - их дом. На противоположной стороне комнаты или площадки сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят; «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и в месте с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица» цыплята быстро убегают в свой дом.
2. На роль наседки можно выделить детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.
3. Добавить новые движения. Например: «Цыплята идут к маме», ходьба с высоким подниманием колена и плавным движением рук, имитирующие крылья птицы.
«Мыши в кладовой»
1. Натянутой между стойками веревкой обозначается норка мышей, в противоположном конце зала на лежанке дремлет кот. Мыши пролезают под шнур, бегают на носочках по комнате, ищут сыр. По команде «Кот проснулся», он громко мяукает, ловит мышей, мыши возвращаются в норку, пролезая по веревку.
2. Кот мышей не ловит, а только пугает их, громко мяукает, выпускает когти, смелые мыши не сразу возвращаются в норку.
3. Мыши подлезают под дуги, расставленные по всей длине зала.
А. В. Кенеман предлагает использовать краткие образные сюжетные рассказы для активизации творчества детей в игре, поддержания у них интереса к подвижной игре. Чем ярче и образнее будет рассказ, тем выразительнее будет поведения ребенка в игре. Поэтому мы придумали сюжетные рассказы к подвижным играм.
Сюжетные рассказы
«Мыши в кладовой»
В одном доме в подвале жили мышки. Они были серенькие с черными глазками. Ночью, когда обитатели дома ложились спать, мыши тихо-тихо вылезали из своих норок и искали что-нибудь вкусное. Очень им нравились хлебные крошки и сыр. Мама-мышка учила маленьких мышат бегать тихо на носочках, потому что в доме жил серый кот. Если кот замечал мышей, то они быстро возвращались в свою норку и сидели тихо-тихо. Мышки были смелые, быстрые и ловкие.
«Воробышки и кот»
На крыше одного дома жили воробышки. Внизу на траве грелся белый пушистый кот, он притворялся, будто спит. Воробышки вылетали на дорожку и разлетались в разные стороны. Когда они приближались к коту, он громко мяукал и бежал ловить птичек. Воробышки быстро улетали на крышу. «Наседка и цыплята» Жили-были маленькие, пушистые, желтые цыплята. Их большая теплая ласковая мама-наседка всегда заботилась о них и защищала от разных бед. Она раскрывала свои большие крылья, и все цыплятки могли спрятаться под ними. Целый день птенцы проводили время вместе с мамой, братиками и сестричками: гуляли, веселились, клевали зернышки и червячков, пили водичку из ручья, наклоняя свои маленькие головки. А мама учила их быть внимательными и не убегать далеко. А боялись цыплятки только одного: большой серой хищной птицы – коршуна. И знали крепко-накрепко наставления мамы: как появится коршун, надо скорее спрятаться под крылом у мамы.
«Мыши и кот».
В одном доме жили мышки. Их было так много, что хозяева взяли к себе кота. Они думали, что кот громко будет мяукать, и все мыши убегут жить на улицу. Однажды кот спал на печке, а мыши выбежали из норок, и разбежались по всему дому.
Кот притворился, что спит. Когда мыши подошли близко, кот стал их ловить и громко мяукать. Мыши были быстрые и сразу убежали на улицу и больше никогда не возвращались в дом. «Птички и птенчики» Жили в лесу птички, их гнездышки были в густой траве. Весной птички снесли яички, а летом вылупились маленькие пушистые птенчики. Мама-птичка учила своих птенчиков летать, размахивая крылышками, разыскивать корм в траве.
Птенчики очень любили свою маму и были очень послушными. Когда мама звала их: «Птички в гнездышки», они быстро возвращались в свои гнездышки. За лето птички подросли и стали совсем большие. Мама-птичка отпускала их одних искать корм. «Лохматый пес» В одном доме жила семья, у них были маленькие дети. Утром они выходили гулять на улицу. Во дворе стояла конура, в ней жил большой лохматый пес, который грелся на солнышке. Дети подходили к собаке гладили и трогали за уши, а пес громко лаял и бегал за детьми.
Дети быстро убегали домой.
Итак, ведущая роль в формировании детского интереса к движениям принадлежит педагогу, который должен использовать эффективные приемы воспитания интереса к ним: образный сюжетный рассказ, использование атрибутов, описание воображаемой ситуации, внесение изменений, новизны в содержание игры, непосредственное участие воспитателя в игре, участие малышей в подготовке к игре (привлечение детей к расстановке игрушек, пособий).
Использованная литература
2. Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М., 2019.
4. Прищепа С. Как разнообразить подвижные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6, с. 23.
5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2006.
6. Тимофеева, Е. А. Больше внимания подвижным играм / Е. А. Тимофеева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 18.