Татьяна Завьялова
Работа с родителями. Сценарий встречи в театральной гостиной «Воспитание доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
(начало-продолжение смотреть в НОД интегрированного вида)
Конспект встречи в театральной гостиной.
Тема «Урок доброты».
Провела:воспитатель Завьялова Татьяна Николаевна.
Цель: показать актуальность данной проблемы для современной практики семейного воспитания дошкольника, обогащение педагогического опыта родителей.
Задачи:
Публикация «Работа с родителями, Сценарий встречи в театральной гостиной „Воспитание доброты“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Доброта. Сценарии праздников
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- привлечь родителей к анализу существующей в семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка,
- укрепление детско-взрослых отношений,
- обогащение опыта совместных переживаний,
- обогащение жизни добрыми впечатлениями, возможность вернуть себе детское первозданное открытие мира.
- развивать у родителей навыки общения с ребенком и педагогической рефлексии
- развивать у взрослых адекватное восприятие оценки и понимания действия ребенка
- способствовать организации эмоционально-насыщенного взаимодействия взрослых с ребенком, установление доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками;
- вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка.
- развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
Предварительная работа:
1. Диагностика детей, анкетирование родителей.
Цель: изучение особенностей эмпатии у детей среднего дошкольного возраста и отношение дошкольников к театрализованной деятельности.
2. Подготовка приглашений на встречу и вручение их родителям.
3. Украшение зала высказываниями известных людей на тему встречи
4. Индивидуальные беседы на тему встречи
5. Совместное изготовление родителями и детьми костюмов.
6. Подготовка памяток на тему встречи
Методы активизации родителей:
- ассоциативный ряд;
- использование педагогических ситуаций;
- методический прием «Волшебный чемоданчик»
Условия проведения:
Встреча с родителями проводится в зале. Беседа с детьми начинается в группе. Для показа дети переходят в зал.
Материалы:
- воздушный шарик в форме сердечка на палочке.
Оборудование:
- столы, стулья для родителей,
- чемоданчик с театральными реквизитами
Музыкальное оформление:
- кораоке детских песен.
Ход встречи с родителями.
(Воспитатель встречает приветливо родителей. Звучит негромкая музыка).
Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня мы с Вами собрались, чтобы обсудить тему «Воспитание доброты». Хочу подчеркнуть, что вряд ли существуют специальные методики воспитания добрых чувств, азбука добра постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.
Предлагаю Вам продолжить ассоциативный ряд к фразе «Воспитание доброты…» (передаю сердечко на палочке первому из родителей, далее родители сами друг другу его передают, ответы родителей, делаю обобщение).
Воспитатль: Разрешите предложить Вам педагогическую задачу:
Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей ста-кан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют».
Вопросы к родителям: Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина? Что бы Вы ответили матери? Учите ли Вы ребенка справляться о Вашем самочувствии, приветливо Вас встречать, когда Вы пришли с работы? Подтвердите, пожалуйста, это примерами (ответы родителей, делаю обобщение)
Воспитатель: Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.
Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.
(Резюме – добрые чувства надо пробуждать)
Воспитатель: Разрешите Вам предложить следующую педагогическую задачу:
Отец и мать вместе с 5-летним сыном собираются на детский праздник. Вдруг малыш заявляет: «Подарю моему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна». Мать назидательно замечает: «Так некрасиво, нельзя дарить старые, ненужные игрушки». Малыш отпарировал: «А помнишь, вы собирались на день рождения к тете Вале, и ты сказала, что ты подаришь вазу, которая тебе надоела и мешает в нашей квартире?»
Вопрос к родителям: Что сказать, как поступить родителям в этой ситуации? (ответы родителей, делаю обобщение)
Воспитатель: Разрешите прокомментировать эту ситуацию словами Себастьяна Брандта «Родителям о воспитании»
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит…
… Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Воспитатель: Давайте продолжим. Следующая проблемная ситуация:
Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.
- Коробка с конфетами - это Светочке. Сувенир - самовар - тоже ей: пригодится в кукольном хозяйстве. А вот из ткани, предназначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна, доченька? - обращается она к девочке.
Вопросы к родителям: Как Вы считаете, нужно ли учить ребенка разделять радость с другими? Какие качества при этом формируются? (ответы родителей)
(Резюме - следует подчеркнуть: важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо)
(Резюме - воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в беде, горе и умения сорадоваться и сопереживать успеху другого, как своему собственному).
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, примеры приобщения ребенка к сорадованию успехам своего сверстника, близкого человека (друг вашего ребенка уже научился читать - похлопайте ему; старшая сестра едет в лагерь к морю - поцелуйте ее и пожелайте счастливого пути и т. п.) (ответы родителей)
Вывод: к бескорыстному моральному поведению ребенок приходит не через порицание, или боязнь наказания со стороны взрослого, а через укрепляющееся по мере взросления чувства собственного достоинства (ребенок не делает плохо, т. к. это связано для него с положительным отношением к самому себе). Умение взрослых отделять поступок от его личности, действенное и искреннее проявление любви к нему, побуждение ребенка к проявлению добрых чувств в контактах с окружающими – все это важные условия воспитания доброты.
Воспитатель: Разрешите предложить несколько задач для их решения дома с ребенком (раздаю памятки родителям)
Памятка для родителей.
Ты, путешествуя, увидел три дороги и столб с тремя табличками: налево пойдешь - красивую игрушку найдешь; направо пойдешь - с другом навсегда расстанешься; прямо пойдешь - сделаешь доброе дело своему другу. Какую из дорог ты выберешь? Почему? Какое доброе дело ты можешь сделать своему другу?
Говорят: «доброе сердце». А еще как можно сказать? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.) Вспомни, у кого из персонажей детских сказок, у каких литературных героев доброе или злое сердце?
Если девочка (мальчик) плачет, как ее (его) можно успокоить? (Обнять, сказать ласковое слово, предложить поиграть, подарить сладости и др.)
Поиграйте с ребенком в «Словарь вежливых слов». Взрослый читает фразу без последнего слова: растает ледяная глыба от слова теплого. (спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит. (добрый день) Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (спасибо) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим. (прости, пожалуйста) И в России, Белоруссии и Дании на прощанье говорят. (до свидания)
Воспитатель: Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряженная жизнь, всем некогда. Ваше общение с детьми ограничено в силу большой занятости. В результате болезнью века является душевное отлучение детей от своих родителей. Отдавая ребенка все, мы лишаем его себя. Нам иногда проще купить ребенку дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним в игру по его выбору, поговорить на интересующую его тему. Но никакие подарки не заменят отца-друга, мать, с которой можно поделиться самыми сокровенными и душевными переживаниями. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от нас, как от родителей, усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться. Какими вырастут дети, зависит от отданного им времени. Я сейчас говорю не о количестве, а о качестве этого времени. Можно на отдыхе целый месяц провести с ребенком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь.
Как мы с Вами знаем, в дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность, постепенно, благодаря играм, ребенок осознает себя как частичку общества, поэтому для формирования нравственных качеств нужно использовать не только занятия, но и игры, в том числе и театрализованные. Театрализованные игры – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.
Предлагаю Вам сейчас принять участие в игре «Выбери дистанцию» (ставлю на середину зала «Волшебный чемоданчик»). Правила игры: участники должны встать на таком расстоянии от Волшебного чемоданчика, которое могло бы лучше всего продемонстрировать Вашу близость или отдаленность по отношению к теме нашей встречи. Каждый из участников одной фразой объясняет выбранное им расстояние
Воспитатель: Разрешите Вам раздать памятки, о чем можно и нужно говорить с ребенком после спектакля.
Памятка для родителей,
о чем можно и нужно говорить с ребенком после спектакля.
Например, можно сказать малышу «Я была зрителем. Такого замечательного спектакля я никогда еще не видела. А как твой (герой) замечательно …. (делал). Только вот твой веселый (герой) редко улыбался, ведь ты у нас так замечательно умеешь улыбаться.
(воспитатель приглашает детей в зал для проведения НОД с театрализованной игрой в присутствии родителей)