Лариса Шипулина
Конспект воспитательного часа «Путешествие в страну Здоровья» с детьми младшего школьного возраста семейной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у воспитанников основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
• систематизировать представление о понятии «здоровье», о том, что необходимо человеку для его сохранения и укрепления;
• систематизировать и обогащать представления воспитанников о правилах питания и личной гигиене, о правильном режиме дня и о его значении для организма;
Публикация «Конспект воспитательного часа „Путешествие в страну Здоровья“ с детьми младшего школьного возраста семейной группы,» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• систематизировать расширять представление воспитанников о необходимости применения лекарственных растений для профилактики простудных заболеваний, гриппа (шиповник, мать и мачеха, липа);
• способствовать развитию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
• развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память, координацию движений, активизировать словарный запас по теме;
• развивать речь детей, способствуя развернутым обоснованным ответам детей за счет наводящих вопросов воспитателя;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, культуру общения (выслушивать товарища, не перебивать его, помочь, если он не справляется).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.1. Игровое упражнение «Оцени свое здоровье».
Воспитатель. У вас на столах жетоны трех цветов. Какой выбрать, я сейчас вам расскажу:
1. Если вы ни разу не болели за этот год – возьмите зеленый жетон.
2. Если вы болели один или два раза возьмите желтый.
3. А если вы болели чаще – ваш жетон красный.
Выбрали? Молодцы! Прикрепите свои жетоны на доску.
Посмотрите, сколько зеленых жетонов! Молодцы! Посмотрите, у нас есть и желтые, и даже красные встречаются. То есть у нас есть дети, у которых со здоровьем не все хорошо. Сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю, вам отправится в морское путешествие, в котором мы вспомним и узнаем, что же нужно делать, чтобы быть здоровым. Название этой страны вы сейчас расшифруете.
1.2. Игровое упражнение «Расшифруй и прочитай название волшебной страны».
Воспитатель. Составьте слово только из букв, которые написаны в яблоках и прочитайте его.
Дети читают: «Здоровей- ка»
Воспитатель. Верно, название страны - «Здоровей- ка». Путешествовать предлагаю на паруснике (воспитатель демонстрирует парусник, размещает его на доску). Поможет передвигаться в путешествии вот эта карта. Посмотрите на нее и запомните. Следуя этому маршруту, сначала мы должны доплыть к острову «Капитанов». Затем пройдем через залив «Мертвых кораблей», далее поплывем до острова «Режим дня», перекусим в порту «Здорового питания», пройдем проливом «Движение – это жизнь», далее отправимся к острову «Гигиена», затем поплывем к острову «Хорошего настроения». На этом острове вас будет ждать сюрприз – сундук, закрытый на несколько замков. А вот ключи от этих замков вы отыщите на островах, если правильно будете выполнять задания. И затем поплывем через пролив домой. Итак, пора отправляться в путь. Скажите, какова цель нашего путешествия? Верно, понять, что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком.
2. Основная часть.
Воспитатель. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что наш парусник несет вас по волнам, вы слышите шум волн (звучат звуки шума волн моря). Откройте глаза, мы в открытом море. В нашем путешествии нам придется много думать, размышлять и сейчас мы выполним упражнения, которые помогут развитию ваших умственных способностей (головной мозг начнет лучше работать после таких упражнений).
2.1. Упражнения, направленные на развитие координации и умственных способностей.
Упражнение «Путаница».
Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
Упражнение «Рисование носом».
Нужно представить себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.
1-ая остановка - Остров «Капитанов».
Воспитатель. Вот мы и не заметили, как доплыли до острова «Капитанов». Чтобы получить ключ надо ответить на несколько вопросов (воспитатель достает сверток «древнего папируса» и читает вопросы).
2.2. Беседа «Что такое здоровье».
1. Как бы вы объяснили, что такое здоровье?
2. Что является одним из главных показателей здоровья?
3. Ребята, как вы думаете, можно ли прожить долго, не имея хорошего здоровья?
4. Какие способы оздоровления организма вы знаете? (
5. А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?
Воспитатель. На вопросы вы ответили верно, держите ключ. Далее куда мы плывем, кто запомнил? Верно, поплывем через залив «Мертвых кораблей».
2-ая остановка - залив «Мертвых кораблей».
2.3. Краткая беседа: «Какие ты знаешь вредные привычки?».
Воспитатель. Посмотрите в бинокли, здесь много затонувших кораблей, можно встретить полуразвалившиеся корабли, на которых доживают ослабленные, больные пираты. Они все вели не здоровый образ жизни, у них много было вредных привычек. Как вы думаете, какие вредные привычки были у многих пиратов?
Воспитатель. Какие еще вредные привычки вы знаете? Верно, вредная привычка грызть ногти, употреблять наркотики, сосать пальцы. Давайте произнесем клятву здоровых моряков, повторяйте за мной: «Клянемся не поддаваться вредным привычкам. Клянемся!». Помните об этой клятве и не нарушайте своего слова. Нам нужно быстрей выплывать из этого залива.
3-я остановка – остров «Режим дня».
2.4. Краткая беседа: «Что такое режим дня и для чего он необходим?».
Воспитатель. Смотрим вперед. Приближаемся к острову «Режим дня».
- Что такое режим дня?
- Для чего нужно соблюдать режим дня?
2.5. Дидактическая игра «Составь правильный режим дня».
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Составь правильный режим дня»
Дети подбирают необходимые картинки и раскладывают их в правильной последовательности, затем педагог дает образец правильного расположения картинок на таблице, дети проверяют, исправляют допущенные ошибки, обговаривают их, объясняют, почему именно в такой последовательности их нужно расположить.
Воспитатель. Справились с заданием, получаете еще один ключ. Отправляемся дальше. Перекусим в порту «Здорового питания».
4-я остановка – порт «Здорового питания».
Воспитатель. На этом острове живут люди, которые знают, как нужно правильно питаться.
2.6. Краткая беседа: «Что значит правильно питаться?».
Воспитатель.
- Как вы думаете, достаточно только правильно питаться и все и точно вы будете здоровы?
- Как себя чувствует человек, когда плохо питается?
- Зачем человеку нужно кушать?
2.7. Дидактические игры: «Вредно – полезно», «Разложи продукты по тарелкам».
Младшие дети получат карточки, на которых нарисованы разные продукты, по сигналу они красным цветом обводят вредные для здоровья продукты, а зеленым – полезные. Старшие дети, раскладывают в тарелки, на которых написаны названия витаминов, соответствующие картинки с изображением продуктов питания, в которых в большом количестве находится именно тот витамин, который написан на тарелке.
Воспитатель. На этом острове мы поняли, что здоровье человека во многом зависит от того, чем и как мы питаемся. Пища должна быть разнообразной. Получайте еще один ключ.
5-я остановка – пролив «Движение – это жизнь».
Воспитатель. Пора плыть дальше. Нам предстоит проплыть проливом «Движение – это жизнь». Название этого пролива подсказывает еще один компонент здоровья.
2.8. Краткая беседа: «Движение – это жизнь».
Воспитатель. Что же еще нужно делать чтобы быть здоровым? Верно, заниматься спортом, делать зарядку, закаляться. Прошу вас из каюты выйти на палубу нашего парусника. Сейчас мы немного отдохнем. Поиграем в знакомую вам игру «Море волнуется».
2.9. Игра на снижение мышечного напряжения «Море волнуется…».
Дети под музыку выполняют упражнения.
Воспитатель. Пройдите в каюту. Плывем дальше. Но что такое, начинается шторм, нам, наверное, становится очень страшно. Как же побороть страх? Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику.
2.10. Дыхательное упражнение «Дыши носом».
Воспитатель. Самое известное дыхательное упражнение, которое помогло уже очень многим людям – это дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно воображать, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете душевное волнение. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.
2.11. Игровое упражнение для снятия страха и волнения: «Жмурка-таращик».
Воспитатель. Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.
2.12. Игровое упражнение для снятия страха и волнения: «Змей шипучий».
Воспитатель. Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея (дети выполняют). Со страхом мы справились.
6-я остановка – Остров «Гигиена».
Воспитатель. Мы и не заметили, как подплыли к острову «Гигиена». Девиз жителей: «Чистота – залог здоровья». Что же такое личная гигиена? Верно. Это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
2.13. Развивающая игра «Верно, не верно».
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет узнать как хорошо вы усвоили правила гигиены. Если высказывание верно – хлопайте в ладоши, если не верно – топайте ногами.
- Чистим зубы 2 раза в день.
- Чистить зубы чужой щеткой.
- Промывать глаза по утрам.
- Тереть глаза грязными руками
- Надевать чужую одежду.
- Обувать чужую обувь.
- Мыть уши каждый день.
- Мыть руки после туалета.
- Умываться по утрам и вечерам.
- Уметь пользоваться носовым платком.
- Мыть лицо и тело с мылом.
- Расчесывать волосы 3 раза в неделю.
- Из всех частей тела нужно мыть чаще всего голову.
- Надо коротко стричь ногти один раз в месяц.
- Мыть голову рекомендуется мыть по мере загрязнения, но не реже, чем раз в десять дней.
- Надо коротко стричь ногти, т. к. под ногтями собираются грязь и микробы.
Воспитатель. С заданием вы справились. Получайте ключ. И не забывайте соблюдать личную гигиену.
Ни одно плавание не обходилось без судового лекаря или травника. Сейчас наш лекарь загадает загадки о растениях обладающих лечебными свойствами.
Заранее подготовленный ребенок загадывает загадки, дети отгадывают, ребенок показывает картинку с изображением данного лекарственного растения и рассказывает для чего и от каких болезней можно использовать данное растение.
2.14. Загадывание загадки, рассматривание картинки с изображением лекарственного растения, рассказ о пользе растения для здоровья человека.
7-я остановка – Остров «Хорошего настроения».
Воспитатель. Вот наконец мы подплыли к последнему острову в нашем путешествии – остров «Хорошего настроения». Девиз жителей этого острова: «Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь». Ученые выяснили, что когда человек смеется, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. Так, что смейтесь на здоровье. Давайте улыбнемся друг другу и громко засмеемся!
2.15. Сюрпризный момент «Открытие замков на сундуке».
Воспитатель. А вот и сундук, сейчас мы откроем замки. В сундуке то, что является самым ценным в жизни человека. Как вы думаете, что это? Конечно же это - здоровье. А еще в сундуке лежат угощения для вас, это фрукты, так как в них много витаминов. После занятия вы их попробуете. Пора возвращаться назад.
3. Заключительная часть.
3.1. Релаксационное упражнение.
Воспитатель. Закройте глаза, представьте, что наш парусник быстро плывет по волнам, парусник плавно качается по волнам. А вот и земля впереди. Открывайте глаза. Наконец мы дома. Закончилось наше путешествие.
3.2. Рефлексия «Флажки парусников».
Дети на своих картинках закрашивают флажки парусников.
- Если тебе понравилось занятие и ты успешно справился самостоятельно со всеми заданиями – раскрась флаг зеленым цветом.
- Если тебе на занятии было трудно, но ты смог самостоятельно прийти к верному ответу – раскрась флаг желтым цветом.
- Если тебе на занятии было очень, очень трудно справляться с заданием и тебе требуется помощь воспитателя – раскрась флаг красным.