Елена Дресвянина
Конспект занятия для учащихся 4 класса школы-интерната для детей с ОВЗ «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шарьинская школа – интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект занятия
Тема: «Волшебное электричество»
4 класс
Выполнила:
Дресвянина Елена Витальевна,
воспитатель
2019г.
1. ФИО Дресвянина Елена Витальевна
2. Место работы ГКОУ «Шарьинская школа – интернат»
3. Должность Воспитатель
4. Предмет Внеурочная деятельность
5. Класс 4 «Б»
Публикация «Конспект занятия для учащихся 4 класса школы-интерната для детей с ОВЗ „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
6. Тема урока Волшебное электричество
7. Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная
8. Оборудование Часы на батарейках, дидактическая игра «Найди пару», воздушные шарики, полоска бумаги, деревянная палочка, кусочек шерстяной ткани шарики из пенопласта, стекло, обычная варежка, брызгалка.
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.
Задачи.
Образовательные:
• обобщать знания детей об электричестве;
• познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Коррекционно– развивающие:
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• воспитывать навыки коммуникативного общения, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми об электричестве;
• Дидактическая игра «Найди пару»
• Просмотр мультфильма на тему: «Статическое электричество» (Лунтик)
Оборудование:
Часы на батарейках, дидактическая игра «Найди пару», воздушные шарики, полоска бумаги, деревянная палочка, кусочек шерстяной ткани шарики из пенопласта, стекло, обычная варежка, брызгалка.
Технологическая карта занятия
№ Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1 Организационный. Подготовка рабочего места.
Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. Дети сидят на стульях
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Витальевна. Сегодня я принесла вам привет от ребят из класса, в котором я работаю. Нам с ребятами очень нравится узнавать что-то новое и играть в разные игры, я думаю, что и вы тоже любите играть. Я с удовольствием с вами поиграю. Но, к сожалению, у меня не очень много времени и мне придется следить за ним по часам. (показывает часы на батарейках, с секундной стрелкой)
- Что-то такое? Стрелки стоят на месте и кажется, часы не тикают. Как вы думаете, что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки.
- Сейчас попробуем поставить батарейку. Может, кто-нибудь мне подсказать как это правильно сделать? (могут быть подсказки детей из личного опыта)
- Правильно надо не ошибиться, поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». (вставляет батарейку, стрелки начинают двигаться)
- Часы, заработали! Почему? (потому что поставили батарейку)
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (высказывания детей)
- Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Настраиваются на учебную деятельность Привлечь внимание детей, создать условия увлечённости, чётко определить с детьми образ планируемого результата, создать условия для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы.
2 Введение в тему занятия - А сейчас подумайте и попробуйте отгадать, о чем я хочу рассказать вам сегодня? (ответы детей)
(слайд 1)
- Конечно, сегодня я расскажу вам, об электричестве и мы даже попробуем его поймать.
- Ребята, а у нас в классе есть электричество? (Да)
- Как вы догадались? (в классе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
- Ребята, а как вы думаете, как электрический ток приходит к нам в дом? (по проводам)
- Правильно.
- Вы видели, как течет вода в реке?
- Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. (слайд 2)
И течет эта электрическая река по проводам в определенном направлении.
Провода – это дорожка для электрического тока. Сначала ток очень высокого напряжения течет по толстым проводам высоковольтной линии. (слайд 3)
Провода прокладывают высоко над землей или прячут глубоко в землю. (слайд 4)
И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Определяют тему занятия
Озвучивают свою цель занятия
Владеть умениями принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Основная часть.
Цель: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществление дифференцирован-ного подхода. Много тысяч километров нужно пробежать электрическому току прежде чем он окажется у нас дома. (слайд 5)
А появляется ток на электрических станциях. Еще говорят коротко - электростанция. (повесить слово на доску) (слайд 6)
Электростанции - это большие сооружения, как небольшой городок. На электростанциях работает много двигателей, турбин и другой техники.
Электростанции бывают разные : с помощью воды вырабатывается ток на гидроэлектростанции. (слайд 7)
Посмотрите какой огромный поток воды требуется, чтобы выработать электрический ток.
Есть теплоэлектростанции. (слайд 8)
А это атомная электростанция. (слайд 9)
На солнечных электростанциях электрический ток получают с помощью больших солнечных батарей, похожих на зеркала. (слайд 10)
- А как вы думаете, для чего нам нужен электрический ток? (Чтобы было светло, чтобы работали электроприборы)
- Что работает с помощью электричества? (дети перечисляют, дают общее название – электроприборы). (слово на доску) (слайд 11)
- Да, без электричества не сможет работать ни один электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку или батарейку и происходит чудо: электроприбор оживает. Это невидимое электричество сидит в розетке и батарейке, и заставляет домашние машины трудиться.
- Электроприборы окружают нас повсюду. Как вы думаете, эти электроприборы помогают человеку?
- Докажите мне это, используя карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.
Дидактическая игра «Найди пару».
– Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают, для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.
• Волосы – фен
• Спящий человек - будильник
• Ночь – настольная лампа
• Чашка – электрический чайник
• Ковер – пылесос
• Еда – холодильник
• Еда – микроволновая печь
• Еда – электроплита
• Одежда – швейная машинка
• Одежда – стиральная машина
• Одежда - утюг
• Фотография – фотоаппарат
• Примеры – калькулятор
• Солнышко – вентилятор
• Снежинка – электрообогреватель
Активизация детей : Почему ты взял эти карточки?
Какие ты карточки подобрал?
Объясни свой выбор.
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники, помогают нам везде, без них человеку было бы трудно.
Физминутка
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы, (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос. прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
- Электрический ток помогает людям. А может ли электрический ток нам навредить? Какую опасность он таит? (высказывания детей)
- Да электрический ток, от которого работают все электроприборы, может быть опасен. Электрический ток может вызвать пожар. От удара электрического тока человек может погибнуть.
- Давайте рассмотрим картинки безопасности. Эти картинки нарисованы в красной рамочке. Красный цвет - цвет опасности и предостережения. О чем могут нас предупреждают эти картинки? (предположения детей по каждой картинке)
Активизация детей :
О чем предупреждает эта схема? (Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы). (слайд 12)
О чем говорит эта карточка? (Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы). (слайд 13)
О чем нам напоминает эта карточка? (не оставляйте без присмотра электрические приборы – может случиться пожар) (слайд 14)
О чем предостерегает нас эта карточка? (правильно выключай электроприборы, нельзя тянуть за провод, нужно нажать на кнопку или вытащить вилку из розетки) (слайд 15)
- При не правильном обращении наш помощник и друг – электрический ток может превратиться в нашего врага. Будьте всегда внимательны и осторожны!
- Ребята, а вы знаете, что есть электричество неопасное?
- Неопасное электричество живет в батарейках
- Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже неопасное электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это тоже неопасное электричество и называется оно - «статическое электричество». (слово на доску) (слайд 16)
- Тихое, незаметное, оно живет повсюду само по себе. Но если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
- Я приглашаю вас в «Волшебную лабораторию", где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыт 1.
- Посмотрите, на стене висит шарик и вот в этом сундуке лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
- А давайте и наши шарики превратим в волшебные. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите палочку к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (нет).
- Как заставить бумагу притянутся к палочке? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите ей палочку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к палочке).
- Как палочка стала электрической? (её натерли шерстяной тканью)
- Каким ещё способом можно сделать палочки электрическими? (потереть о волосы). Попробуйте! Что происходит с бумагой?
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде, которая сшита или связана их шерсти.
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3.
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
- Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт 4.
- А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество.
- Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).
- Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается, они становятся электрическими).
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).
Отвечают на вопросы высказывают свое мнение и предположение Достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность, направленной на выполнение поставленных задач.
4 Рефлексия. - Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего сегодня понравилось?
- О чём бы вы хотели рассказать из того, что сегодня узнали на нашем занятии, своим друзьям из группы, а может, мамам и папам?
- А мне очень понравилось общаться и играть с вами, вы такие дружные, любознательные и весёлые! Надеюсь, что вы хорошо запомнили правила безопасного поведения с электроприборами и научите этим правилам ваших друзей и близких.
- Я хочу вам на память о нашем занятии подарить воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими. Вы помните, как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду, забирают их с собой).
С опорой на вопросы, анализируют деятельность на занятии. Оценивают свою работу, делятся впечатлениями. Сопоставление результата деятельности с целью, подведение итогов образовательной деятельности