МААМ-картинки

Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»

Сусанна Гафарова
Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия : Как на Масляной неделе….

2 класс

Предмет : Культура добрососедства. Музыка

Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники

Цель: Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций, народных обычаев Родного края

Задачи:

Предметные :

- ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры;

- погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства (музыка, ИЗО, декоративно-прикладное)

Публикация «Конспект внеурочного занятия во 2 классе „Как на масляной неделе…“ по предмету „Культура добрососедства“» размещена в разделах

Метапредметные :

- способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Личностные:

- прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

- развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства

- развивать творческие способности, воображение, память

Характеристика деятельности учащихся:

Формулируют и удерживают учебную задачу

Формулируют и высказывают свое мнение

Передают свои впечатления

Узнают и усваивают новые понятия, знания

Выполняют учебные действия в качестве слушателя, выступающего

Выполняют творческие задания

Слушают собеседника

Активно взаимодействуют со сверстниками в групповой, коллективной работе

Составляют и отвечают на вопросы

Применяют полученные знания в ходе выполнения творческих и практических задач

Планируемый результат:

Узнают:

традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,

Научатся:

Представлять себя в роли участников масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания

размышлять о традициях и обычаях своего народа, уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности, воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.

Материал урока:

Музыка: масленичные песни - р. н. п. «Ой, блины», «Частушки», «Прощай масленица»; плясовые - р. н. наигрыш «Частушки»

Изобразительное искусство: Б. Кустодиев «Масленица»

Литература: пословицы и стихи про Масленицу

Ресурсы Интернет и использованная литература:

1. https://www.lschool4.ru/

2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/24/fizkultminutki-na-urokakh-iya

3. Алгарева С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 класы. / М. «Вако» 2006. - 368с.

4. Театрализованные мероприятия для начальной школы: линейки, праздники, вечера, сказки, игры. / сост. С. Умнова/ М. : Глобус 2008. - 253 с.

5. Сказания, песни, пословицы, игры народов России/ сост. и лит. обработка Г. М. Науменко/ М. : Астрель:АСТ, 2007. - 221 с.

Оборудование и материал:

1. Слова песен, частушек

2. Раздаточный материал - «Пословицы»

3. Блин из бумаги, для игры «Горячий блин»

4. Девочкам - платочки на плечи, кокошники,

Мальчикам кепки с красным цветком

5. Баян

6. Ноутбук, колонки, проектор

7. Кукла Масленица

8. Цветная бумага - желтого или оранжевого цвета, клей, шаблон «Круг-блин», цветные карандаши

9. Презентация на тему «Масленица»

10. Для ярмарки: баранки, бублики, сушки; деревянные ложки, посуда; изделия народных промыслов.

11. Слова-подсказки для продавцов на ярмарке.

Ход занятия

1. Орг. момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Всё ли на месте?

Все ли в порядке?

Готовы ли начать урок?

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.

2. Актуализация знаний и умений.

У. Я рада всех видеть на наших занятиях кружка «Культура добрососедства». Зима подошла к концу, но, несмотря на это, она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица).

У. – Посмотрите, сколько праздников! Хотя они следуют друг за другом, смысл каждого, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

У. - О каком празднике пойдет речь, вы уже наверное догадались, это не трудно, вам подсказывает вся наша обстановка в классе.

Мы будем говорить о Масленице

У. - Правильно, именно так. Масленица - самый веселый, любимый и разгульный праздник. Тему занятия вы видите на доске - Как на масляной неделе… Чему посвящен этот праздник?

- Проводам зимы.

У. - Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

«Масленица-это…» (мозговой штурм.)

Учитель задает вопросы уч-ся с целью актуализации знания о Масленице и записывает краткие ответы на доске.

Это праздник какого времени года? (Весна)

На Масленицу всегда пекут? (Блины)

- сжигают….(Чучело)

- устраивают (уличные гуляния, катание на лошадях)

- празднуют с кем? (с семьей, родственниками)

3. Этап формирования новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

У. - А почему я так назвала наше занятие - Как на масляной неделе?

Потому что праздник длится целую неделю, семь дней

У. - Хорошо, какую мы себе поставим цель занятия, что мы хотим узнать? Как будем действовать, каков план?

Узнать историю, как празднуют Масленицу, как играют, почему нужен этот праздник, всё о масленице, с кем празднуют, его смысл и значение.

У. - Как мы будем знакомиться с традицией празднования Масленицы, что будете делать?

Слушать учителя, ребят, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вспоминать как мы дома празднуем.

У. - Сегодня на нашем занятии есть не просто ваши одноклассники, их я назову сегодня - Экспертами-Знатоками именно они сегодня будут помогать мне и вам

У. - Всё, что вы узнаете, всё что уже знаете и поделитесь своими знаниями, всё это пригодится вам в жизни и в будущем, когда у вас будет своя семья, и в настоящем, потому что праздники сплачивают семьи, предлагает нам встретиться со всеми родственниками, ходить в гости и без приглашения. А мы - то уж с вами знаем, как бестактно ходить в гости без приглашения.

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают

У. - Скажите, а вы знаете еще какой-нибудь праздник, который так долго и весело справляли?

Что же составляет основу этого праздника?

Учащиеся приходят к выводу, что основу праздника составляют семейные встречи, застолья, игры, гуляния, песни и заклички. Это Семейный праздник.

У. - Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней. А кто придумывал все эти игры, обряды, хороводы и песни?

(Народ).

У. - Как эти песни дошли до нашего времени?

(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

У. Я думаю, что сейчас как раз к месту будет услышать всеми любимые русские народные песни - Частушки.

Веселись и пой народ

Масленица у ворот

Исполняются частушки

1. Мы частушки пропоем

Как мы Масленицу ждем

Как тоскуем по блинам

И по тёплым вешним дням

2. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя—

Будьте счастливы, как мы!

3. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

4. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6. Уминая всласть ватрушки,

Поют девицы частушки.

Всякий люд кругом танцует,

И душа его ликует.

7. С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

8. На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

4. Открытие новых знаний.

У. - Все дни масленой недели имеют свои названия и значение. Слово предоставляю Экспертам-Знатокам.

День первый:

Понедельник первый вечно

и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

Еще в понедельник наряжали чучело Масленицы, катали по всей деревне или городу, а потом устанавливали на самом видном месте ожидать воскресенья.

У. - Давайте, же и мы вспомним, как встречаются добрые друзья? Кто из наших друзей покажет, как надо встречаться? Какие слова говорят при встрече?

Учащиеся работают в парах готовят экспромт «Встреча»

У. - Молодцы! Спасибо!

День второй:

Вторник – «Заигрыш» зовется,

Ходят все друг к другу в гости,

С горок снежных все катаются,

И блинами наедаются.

Но не только блинами наедаются, а еще поют веселые песни, водят хороводы, играют в игры. Ведь в этот день молодые парни могли заигрывать с девушками, знакомиться, так подбирали себе пару, будущего супруга, или жену.

У. - А в какие игры играют на Масленицу? (Ответы детей)

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Жмурки

У. - Вот и нам пришло время поиграть. Да не просто поиграть, а показать, как настоящие артисты, а уж это вы у меня умеете делать великолепно. Но, чтобы поиграть, надо сначала собрать пословицу.

Объединимся в группы по 2 парты, Задание:

1. Собирать пословицу

2. Объяснить смысл пословицы

3. Выбрать, какую, можно показать, как артисты в театре

4. Показать

Пословицы:

Масленица семь дней гуляет.

Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

• Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

• Без блинов не Масленица.

• В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.

У. - Молодцы, Браво и спасибо артистам.

День третий:

Среда – Лакомка называется,

Вот тут все точно объедаются!

Живот себе все набивают,

И друг друга угощают!

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

У. - Ребята, а вы умеете печь блины?

Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты)

У. - На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. А у меня от вас секретов нет, и в конце урока, я вам подарю свой рецепт блинов.

Кто не знает, тот песни запевает. Какая главная в Среду-Лакомку песня?

Про блины

Правильно, давайте споем и спляшем, мы ведь знаем песни про блины из уроков музыки.

Исполняется песня про блины.

У. - Теперь ребята, я вам предлагаю напечь блины, ну такие круглые румяные, на солнышко похожие. Уж очень хочется, что Весна поскорее пришла.

У вас на партах листы цв. бумаги и шаблон, вырежем по нему круг, и я предлагаю нарисовать нашему блину-солнышку «лицо». Будьте внимательны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

Выполнение работы по изготовлению «Блина-солнышка»

Физкультминутка. (Пластическое интонирование под аккомпанемент баяна)

Поможет мне ее провести ученик вашего класса, наш музыкальный эксперт - Сережа Харитонов, он ради этого даже вон какой нарядный пришел, в русском народном костюме.

У. - Продолжаем наше знакомство. День четвертый:

Ну, а что же с четвергом,

Четверг зовется «перелом»

С этого дня все меняется

И разгулье начинается!

У. - Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите картину великолепного русского живописца - художника Б. М. Кустодиева. «Масленица» Масленица стала излюбленной темой художника. Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

У. - Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Мы с вами попали на масленичную ярмарку. Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

- веселье, радость, восторг, бодрость…

У. - Краски каких цветов он использовал для этого?

- Желтый, голубой, красный, белый, …

У. - Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

- сочетание красок, контраст.

У. - Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

- Звучит.

У. - Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.

Образ Ярмарки (звуки и шумы ярмарки)

У. - Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – расписная посуда).

3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов, сувениры).

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! ( мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте, сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)

У. - Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе). Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.

У. - Нас ждет Пятница. День пятый:

В этот день кое-кто из гостей был на особом счету. Кто же это?

Зять! В этот день зятья, т. е. ваши папы приходят на блины к тещам, маминым мамам. Зятья, в этот день шутя говорили: Где блины, там и мы.

«Тещины вечорки» пятница называется,

В этот день зятья к тещам в гости собираются!

И тещи для зятьев пекли блины,

И устраивали зятю настоящий пир!

День шестой:

А суббота – день семейный,

Зовется «золовкины посиделки»

В этот день невеста родных в гости принимает,

А золовкам всем подарки дарит!

Да только сначала из снега фигуры лепят, крепости строят, играют, а после игр опять идут в гости на блины.

У. - А какой самый яркий день на Масленичной неделе? (Воскресенье)

Правильно Воскресенье.

День седьмой:

У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,

Прощенное зовется воскресенье,

И просят все друг у друга прощения!

С самого утра весь народ шел в храм и при встрече с родными просили друг у друга прощение, а после церкви отправлялись на веселую ярмарку. Ах, как было весело на ярмарке. После веселых игр, песен и плясок, чучело Масленицы снова возили по городу, а потом сжигали.

У. - Прощенное воскресенье очень правильный день, ребята, ведь нам порой очень трудно просить прощения, а иногда и прощать, вот этот день как раз дает возможность сказать слова прощения, тем кому трудно, или забыл, или не успел еще. Давайте попросим друг у друга прощения.

И вот во имя этого святого дня

Коль в чем-то провинилась я

Простите вы, пожалуйста, меня.

4. Закрепление и повторение. Рефлексия деятельности.

У. - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но игра эта необычная. Послушайте правила! Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но не вслух, а про себя, и как только вы ответите на вопрос, сразу хлопаете в ладоши. Всем понятно? Но, только чур, играть честно, не нарушать правила.

(Учитель задает вопросы.)

(Про себя) Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!

(Про себя) Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!

(Про себя) Соотнесите название дней недели и дней Масленицы друг с другом и громко крикните название последнего дня Масленицы.

-Прощеное воскресенье!

У. - Ребята, вы познакомились с игрой, которая называется «Джолт» или по- другому встряска. Что мы сделали пока играли в игру?

Повторили названия всех дней Масленицы.

У. - Ну вот, поиграли, блинов напекли, песни попели, на ярмарке погуляли, с родными встретились. Пора прощаться с Масленицей. Сжигать мы Масленицу не будем. Давайте наши Блины-солнышки приклеим к нашей Масленице, а они ее растопят. И еще пока вы клеите, можете загадать желание, чтобы вы пожелали своей семье, родным. А потом споем Масленичную прощальную.

(ребята приклеивают, встают в полукруг лицом к доске, к Масленице и поют песню)

«Прощай Масленица»

Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.

1 Маслену мы провожали,

Тяжко по ней воздыхали,

Прости, маслена, прощай,

А на тот год приезжай,

Поскорее Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.

2 Масленица воротися,

До велика дня протянися.

Говорила семь недель,

А остался один день

День последний

У. - Всем спасибо за такое увлекательное занятие. За настоящий праздник, за игры, ваши ответы. Вы настоящие артисты!

Пришла пора нам попрощаться

Я, до свиданья, говорю

За добрый смех и за участие

Всех от души благодарю.

До свидания ребята, до новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как на масляной неделе мы блиночков захотели» Тема: «Как на масляной неделе мы блиночков захотели» Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомство с праздником.

Как на Масляной неделе… Показ сказки «Козлята и волк» в разновозрастной группе. Из опыта работыКак на Масляной неделе… Показ сказки «Козлята и волк» в разновозрастной группе. Из опыта работы На пороге один из самых веселых и ярких народных праздников – Масленица. Это замечательная возможность познакомить и приобщить детей к традициям,.

Конспект внеурочного занятия по музыке во 2 классе  «Вместе весело шагать» Ход занятия. 1. Приветствие «Здравствуйте, ребята, какой чудесный день!» Проведем игру-приветствие «Здравствуй, друг!» Здравствуй, друг.

Конспект внеурочного занятия в 4 классе «История рождественского чуда» История рождественского чуда "Silent night " ("Тихая ночь. ") - самая популярная рождественская песня в мире. Ее поют на всех языках, и.

Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры» 1 год обучения Предмет «Основы общей и театральной культуры» Занятие №2 Тема: «Особенности театрального искусства» План-конспект учебного.

Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома» Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся,.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Сценарий развлечения во второй младшей «Как на Масляной неделе». Посиделки с родителями. ВидеоСценарий развлечения во второй младшей «Как на Масляной неделе». Посиделки с родителями. Видео Каждые посиделки с родителями мы стараемся приурочить к какому-нибудь народному празднику. Например, в этом году. Летом- это Троица и Яблочный.

Сценарий утренника для дошкольников «Как на Масляной неделе…» РОССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА –НА – ДОНУ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (МБУ.

Конспект внеурочного занятия «Весёлая математика» Конспект внеурочного занятия в области познавательной деятельности Предмет: Математика (внеурочное занятие) Тип урока: закрепление знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 23:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства»» (включая файлы) размещена пользователем Сусанна Гафарова (УИ 1289153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД