МААМ-картинки

Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!»

Потапова Елизавета
Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели мероприятия :

• познакомить детей с историей празднования Масленицы;

• воспитывать любовь к культурным традициям своего народа;

• прививать интерес к празднованию Масленицы.

Планируемые результаты:

Образовательные

• дать представление о народном календаре в частности о празднике «Масленица»;

• способствовать возрождению русских народных традиций, обрядов и обычаев;

Развивающие

развивать творческие способности детей;

Публикация «Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию „Эх да Масленица!“» размещена в разделах

развивать социальную, познавательную активность ;

развивать внимание, быстроту, ловкость, координацию движений по средствам игровой деятельности.

Воспитательные

• воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;

• создать сплоченный коллектив.

Дидактическое обеспечение:

• стенные газеты;

• связки баранок, сушек;

• самовары;

• испеченные блины;

• русские народные костюмы для ведущих;

• музыкальная подборка из русских народных мелодий и песен.

План мероприятия :

• Обычаи и традиции праздника Масленица;

• Игра «Летал, летал, воробей»

Ход мероприятия

Обычаи и традиции праздника Масленица

Просмотр презентации «Эх,да Масленица

Голос за кадром:

То не лес шумит. Не трава расстилается,

Под ногами лежат расстояньица,

Неоглядны российские стороны,

Ох, и буйны русские головы!

А земля-то духом объятая,

А Россия людьми-то богатая!

То не лес шумит, не трава расстилается,

Праздник Масленицы начинается!

Звучит русская народная песня «Барыня Сударыня»

1 Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!

И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть, Зима! Весна на пороге».Исстари называли масленицу ласковыми именами : широкая, развеселая, душа моя масленица. Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название: Понедельник- «ВСТРЕЧА».

К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Встреча заканчивалась кулачными боями.

Вторник- «ЗАИГРЫШИ»

С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных.

Среда- «ЛАКОМКА»

Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

2 Воспитатель:

А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

«Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Дети: (Блин).

2 Воспитатель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Дети: (Блин круглый, румяный, теплый).

1 Воспитатель:

Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ».

Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками,в сопровождении народа возили на санях. Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни.

Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» .

В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» .

Молодая невестка приглашала родных к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его.

Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» .

Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.

2 Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем!

Исполняется игровая «Летал, летал, воробей» (движения выполняются в соответствие с текстом).

1) Летал, летал, воробей,

Летал, летал, молодой

По засиню морю,

По засиню морю.

(дети выбирают водящего, который выходит в центр круга, изображая воробышка)

2) По засиню морю,

По засиню морю,

По зачисту полю,

По зачисту полю.

(поющие идут по кругу в одну сторону, а «воробышек» в другую)

3) Видел, видел воробей

Видел, видел молодой

Как старушки ходят,

Как старушки ходят.

(поющие просят «воробышка» изобразить «как старушки ходят»)

4) А старушки ходят эдак,

А старушки ходят эдак.

Вот они вот эдак,

Вот они вот эдак.

(поющие стоят в круге, а «воробышек» внутри круга изображает «как старушки ходят»)

5) Видел, видел воробей

Видел, видел молодой

Как дедушки ходят,

Как дедушки ходят.

(поющие просят «воробышка» изобразить «как дедушки ходят»)

6) А дедушки ходят эдак,

А дедушки ходят эдак.

Вот они вот эдак,

Вот они вот эдак.

(поющие стоят в круге, а «воробышек» внутри круга изображает «как дедушки ходят»)

По такому же принципу идёт обыгрывание «как девицы ходят».

Все дети (вместе) : Тин-тинка, подавай блинка!

Оладышка-прибавышка!

Масляный кусочек!

Список литературы

1. Возрождая традиции России. Часть II. – СПб: Комитет по образованию, 1994.

2. Иванова А. А., Кудрявцева А. А., Станченко М. Г. Шишова Т. А. У наших ворот всегда хоровод. – СПб: Комитет по образованию, 1994.

3. Воспитание дошкольников. - № 10, 2004.

4. Побединская Л. А. Праздник для друзей. – М. : Творческий центр, 2000.

5. Народное творчество. №1, 2008 // Научно-популярный журнал.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» 1. Тема: «Бабочка» 2. Возраст: подготовительная группа. 3. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 4 Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 1. Тема «Городецкая роспись» 2. Возраст: подготовительная группа.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна» Художественно - эстетическое развитие на тему : " Снежная поляна" Цели: - закрепить знание белого цвета; - развивать речь, мелкую моторику;.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ёлка» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ёлка» Цель: 1. Совершенствовать технику лепки из пластилина, развивать мелкую моторику,.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Картина для мамы» для старшей группыКонспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Картина для мамы» для старшей группы Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Какой сегодня прекрасный день! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наши сердца наполнились любовью друг.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Подводный мир» Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Пушистые цыплята»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Пушистые цыплята» Рисование «Пушистые цыплята» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно-эстетической деятельности. Задачи: 1.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Ветка сирени» .

Конспект по художественно-эстетическому развитию «Хохлома» Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством «Хохлома» Программное содержание: - формировать умение выделять характерные.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: «Поздняя осень»Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 19:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!»» (включая файлы) размещена пользователем Потапова Елизавета (УИ 1901681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД