Потапова Елизавета
Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели мероприятия :
• познакомить детей с историей празднования Масленицы;
• воспитывать любовь к культурным традициям своего народа;
• прививать интерес к празднованию Масленицы.
Планируемые результаты:
Образовательные
• дать представление о народном календаре в частности о празднике «Масленица»;
• способствовать возрождению русских народных традиций, обрядов и обычаев;
Развивающие
• развивать творческие способности детей;
Публикация «Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию „Эх да Масленица!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать социальную, познавательную активность ;
• развивать внимание, быстроту, ловкость, координацию движений по средствам игровой деятельности.
Воспитательные
• воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
• создать сплоченный коллектив.
Дидактическое обеспечение:
• стенные газеты;
• связки баранок, сушек;
• самовары;
• испеченные блины;
• русские народные костюмы для ведущих;
• музыкальная подборка из русских народных мелодий и песен.
План мероприятия :
• Обычаи и традиции праздника Масленица;
• Игра «Летал, летал, воробей»
Ход мероприятия
Обычаи и традиции праздника Масленица
Просмотр презентации «Эх,да Масленица!»
Голос за кадром:
То не лес шумит. Не трава расстилается,
Под ногами лежат расстояньица,
Неоглядны российские стороны,
Ох, и буйны русские головы!
А земля-то духом объятая,
А Россия людьми-то богатая!
То не лес шумит, не трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!
Звучит русская народная песня «Барыня Сударыня»
1 Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!
И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.
Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть, Зима! Весна на пороге».Исстари называли масленицу ласковыми именами : широкая, развеселая, душа моя масленица. Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название: Понедельник- «ВСТРЕЧА».
К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Встреча заканчивалась кулачными боями.
Вторник- «ЗАИГРЫШИ»
С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных.
Среда- «ЛАКОМКА»
Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
2 Воспитатель:
А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:
«Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»
Дети: (Блин).
2 Воспитатель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?
Дети: (Блин круглый, румяный, теплый).
1 Воспитатель:
Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ».
Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками,в сопровождении народа возили на санях. Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни.
Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» .
В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.
Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» .
Молодая невестка приглашала родных к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его.
Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» .
Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.
2 Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем!
Исполняется игровая «Летал, летал, воробей» (движения выполняются в соответствие с текстом).
1) Летал, летал, воробей,
Летал, летал, молодой
По засиню морю,
По засиню морю.
(дети выбирают водящего, который выходит в центр круга, изображая воробышка)
2) По засиню морю,
По засиню морю,
По зачисту полю,
По зачисту полю.
(поющие идут по кругу в одну сторону, а «воробышек» в другую)
3) Видел, видел воробей
Видел, видел молодой
Как старушки ходят,
Как старушки ходят.
(поющие просят «воробышка» изобразить «как старушки ходят»)
4) А старушки ходят эдак,
А старушки ходят эдак.
Вот они вот эдак,
Вот они вот эдак.
(поющие стоят в круге, а «воробышек» внутри круга изображает «как старушки ходят»)
5) Видел, видел воробей
Видел, видел молодой
Как дедушки ходят,
Как дедушки ходят.
(поющие просят «воробышка» изобразить «как дедушки ходят»)
6) А дедушки ходят эдак,
А дедушки ходят эдак.
Вот они вот эдак,
Вот они вот эдак.
(поющие стоят в круге, а «воробышек» внутри круга изображает «как дедушки ходят»)
По такому же принципу идёт обыгрывание «как девицы ходят».
Все дети (вместе) : Тин-тинка, подавай блинка!
Оладышка-прибавышка!
Масляный кусочек!
Список литературы
1. Возрождая традиции России. Часть II. – СПб: Комитет по образованию, 1994.
2. Иванова А. А., Кудрявцева А. А., Станченко М. Г. Шишова Т. А. У наших ворот всегда хоровод. – СПб: Комитет по образованию, 1994.
3. Воспитание дошкольников. - № 10, 2004.
4. Побединская Л. А. Праздник для друзей. – М. : Творческий центр, 2000.
5. Народное творчество. №1, 2008 // Научно-популярный журнал.