Папки-передвижки

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа  3–4 классы

Таня соловьева
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа  3–4 классы
▼ Скачать + Заказать документы

Мероприятие «Путешествие в мир слов».

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Путешествие в мир слов“, Возрастная группа  3–4 классы» размещена в разделах

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка. [1]

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

-Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами :

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

– В огромном море, море слов

Купаться ежечасно! [1]

2. «Слова - друзья». (синонимы)

- Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье – царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью - царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к. именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи - царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья - царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

А) - Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками - словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Приятель - друг.

Противник – враг.

Работа - труд.

Солдат – воин, боец.

Шагать – идти.

Доктор – врач. [3]

- Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

Б) - Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках с изображением кочек)

1-я кoчка

Бураны, вьюги и мeтели,

Как многo c ними канитeли,

Kак мнoгo шума, толкoтни,

Кaк надоели мнe они! -

Так проворчал мopoз угpюмый

И речкy в лeд cковал без шума. [В. Берестов, «Мороз»]

2-я кoчка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветpy,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жapу. [И. Токмакова, «Осинка»]

3-я кочка

Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. [И. Токмакова, «Дуб»]

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

- Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному. Является однoй и тoй же частью речи).

- Kaкoй частью peчи являются синонимы в первой группe? Во второй? В тpeтьeй? (сущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

- Что cильнеe - метель или буpaн?

- Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниe природы? (силою ветpa)

- Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду? (пyргa)

В) - На доске записаны слова : Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т. к. синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол - синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

- Итак, какими частями речи могут быть синонимы? [3]

Г) - Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

- Тогда внимание! Каких животных называют так: косой, косолапый, рыжая, серый, сохатый.

(Дети подбирают пары слов : косой заяц, косолапый медведь, рыжая лисица, серый волк, сохатый лось. Одновременно на доске появляется картинка с изображением данного зверя).

Д) - Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

- Что значит «зри»?

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2 слова - синонимы.)

Луна - месяц. Собака - пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка – ластик. Глаза-очи. Алфавит – азбука. [ 2]

-Да, на самом деле, некоторые предметы имеют два и более названия. Вот послушайте стихотворение.

Ученик: Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня.

И пocмотpеть ги-па-потама.

Нет, ги-попо-тото-потама,.

Нет, ги-тото-попо-потама. ,.

Пусть мама скажeт за меня!

Вошли в откpытые ворота

И побежали мы вдвoем

Взглянуть на ги. на бeгемота,

Мы чаще так егo зовем. [2]

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком изображающем бегемота).

- А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком? Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегo делaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны. Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется «Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью - царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением? Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

А) – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

Б)– Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том;

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

В) - На нашем дубе вырос необычный плод. Какой? Почему этот плод необычный?

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

A Мышонок

высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

A Улитка - далеко.

A Телёнок - озабочен

Тем, что яблоко Мало.

A Цыплёнок - тем,

Что очень

Велико u тяжело.

A Котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно?

- Что вы? - Шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок! [ Г. Сапгир, «Яблоко»]

- Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова - антонимы.

Г). Работа с пословицами.

– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках. Некоторые пословицы «заблудились». На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, а на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

1. Труд человека кормит, а безделье – портит.

2. Хочешь много знать – надо мало спать.

3. Велик телом, да мал делом.

4. Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.

– Прочитайте пословицы, укажите антонимы.

– Ребята, о чем все эти пословицы?

Обобщение:

- Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

Д) Отдых на веселой поляне.

- Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами. Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.

1) Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

A зовут меня. (прохлада).

2) Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама

Потому, что я. (зима).

3) Я антоним шума, стука,

без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

да и 'в школе я нужна,

Называюсь. (тишина).

- Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Лови - назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.

Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, ругать, сытый, опустить.

- Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали? Тогда опять в путь.

4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).

- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.

А) – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

Сценка:

1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую (вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек. В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

Б) – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?

5. Итог мероприятия.

- А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.

Поиграем?

В каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.

Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)

A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.

ДРУ0ЖБЬ (дуб, рожь)

Среди этих летунов один - наш мучитель,другая - белогрудая красавица.

Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное?

ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер) [4]

- Ну, а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо. По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по - этому огромному океан, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.

Публикации по теме:

Конспект внеклассного мероприятия «Северные посиделки» Конспект мероприятия, посвященного празднованию 85-летия со Дня образования ХМАО-Югры (для детей старшего дошкольного возраста) «Северные.

Конспект внеклассного мероприятия по литературе «Я к Вам пишу…» Методическое обоснование урока: Урок проводится в форме классного часа. Данный урок приурочен к неделе письма, проводящейся в школе (лексическая.

Конспект внеклассного мероприятия «Покров-батюшка наступил, весёлую ярмарку открыл» (для детей 12–18 лет с ОВЗ)Конспект внеклассного мероприятия «Покров-батюшка наступил, весёлую ярмарку открыл» (для детей 12–18 лет с ОВЗ) Конспект внеклассного мероприятия «Покров-батюшка наступил, весёлую ярмарку открыл» (для детей 12-18 лет с ОВЗ) Дата проведения 30 октября.

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы, «У Костра» КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 70 – ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ, «У КОСТРА» (для детей с ОВЗ 12-18 лет) Звучит марш «Прощание славянки».

Конспект внеклассного мероприятия «Страна «Железнодорожная» Название Страна «Железнодорожная» Координатор: Алтунина Дарья Владимировна (воспитатель 7 класса Школы – интернат №30 ОАО «РЖД»). Участники:.

Сценарий внеклассного мероприятия «Мама, папа, я — спортивная семья» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Проект мероприятия с родителями «Ягодный сезон» (возрастная группа 5–6 лет) Проект мероприятия с родителями 1. Возрастная группа: старшая(5-6 лет) «Ягодка» 2. Тема по названию группы «Ягодный сезон»-собрание -кафе.

Сценарий праздничного мероприятия «Мой друг — светофор» (возрастная группа средняя-подготовительная)Сценарий праздничного мероприятия «Мой друг — светофор» (возрастная группа средняя-подготовительная) МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД №9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Сценарий праздничного.

Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД в форме выступления агитбригады Выступление команды «Романтики» учащихся 2 «Б» класса школы № 34 в муниципальном смотре-конкурсе агитбригад по безопасности дорожного движения.

Сценарий внеклассного мероприятия Шоу «Две звезды»Сценарий внеклассного мероприятия Шоу «Две звезды» Сценарий музыкального шоу «Две звезды» Цели: - развивать художественно – творческие способности детей; - формировать представление о культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа  3–4 классы
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 09:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в мир слов». Возрастная группа  3–4 классы» (включая файлы) размещена пользователем Таня соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД