Надежда Якимова
Конспект внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для учащихся средней школы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
профилактического внеклассного мероприятия
«Правила дорожные
знать каждому положено!»
для учащихся 5-6 классов
Классный руководитель 6 Б класса
Якимова Надежда Геннадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах повышаются требования ко всем участникам дорожного движения. Большинство дорожно- транспортных происшествий совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. Статистика данных о детском травматизме свидетельствует о том, что нескольких часов школьного курса ОБЖ по обучению детей правилам дорожного движения не достаточно.
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для учащихся средней школы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя школа. 5-9 классы
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Система дополнительного образования и внеклассные мероприятия позволяют восполнить этот пробел.
Использование нетрадиционных форм и методов организации воспитательной работы - это, то обстоятельство, которое само по себе представляет новаторский подход в практической деятельности и приглашает обучающихся в мир интерактивного образования.
В данной работе представлен конспект внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для учащихся 5-6 классов в форме комплексной диагностической игры «Знатоки ПДД».
Игровая деятельность связана с исходной инициативой взрослого (педагога, поэтому ведущим на данном мероприятии — игре будет педагог.
Цель занятия: повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знания правил дорожного движения в игровой форме.
Задачи:
• повторение и закрепление знаний ПДД ;
• совершенствование навыков ориентации в пространстве;
• воспитание мотивации социального безопасного поведения на дороге;
• развитие наблюдательности, внимательности, способности делать выводы.
Материал был разработан для проведения внеклассного мероприятия по профилактике ДДТТ для учащихся 11-12 лет и рассчитан на 45 мин. При небольшой коррекции и трансформации данное мероприятие может быть использовано как начинающими, так и опытными педагогами: классными руководителями, педагогами—организаторами, педагогами дополнительного образования в качестве обучающего или обобщающего занятия. Данный материал способствует обогащению практического опыта социализации воспитанников в современном мире.
Мероприятие относится к нетрадиционному, т. к. имеет собственный алгоритм действий, сочетает различные методы и формы организации (словесный - диалог, объяснение; наглядный метод — видео просмотр, мультимедийная презентация; метод практической работы — упражнение, творческие поисковые задания, изучение схем городских дорог; метод проблемного обучения — создание проблемной ситуации, поиск и отбор аргументов; проектный метод — выпуск стенгазеты, что позволяет превратить скучные познания «жестких правил» в «живое» творчество.
Интеграционная основа занятия заключается в освоении образовательных областей: математики (решение дорожных задач, русского языка (работа с кроссвордом, компьютерные технологии (тематическая обучающая компьютерная игра «Не игра») и область журналистики (работа над выпуском стенгазеты - молнии).
В ходе реализации данного конспекта используются современные педагогические технологии: групповые технологии (одновременная работа со всей группой); технология проблемного обучения (поиск решения проблемной ситуации); игровые технологии (компьютерная игра, развивающая (работа с картой). Использование современных педагогических технологий позволило выбрать эффективные способы и методы организации деятельности ребят.
Рассмотрим методологические подходы, реализуемые в ходе проведения мероприятия.
Гуманистический поход - признаем личность ребенка как высшую ценность, его право на свободу и развитие; деятельностный — формируем личность через активную предметную деятельность и активные формы познания; полисубъектный подход — организуем совместную познавательную и творческую деятельность; генерменевтический подход — готовим ребенка к жизни в современном обществе; социокультурный подход — формирование социального (ролевого) поведения; компетентностный подход - формирование жизненных компетенций ребенка (интеллектуальных, художественных, социальных; интегративно — развивающий подход полностью совпадает с контекстом модернизации профессиональной деятельности современного педагога.
Практика проведения занятий и мероприятий по изучению ПДД показывает, что однозначные рекомендации педагогам по применению конкретных определённых методов обучения лишены здравых оснований, даже для творчески работающих коллег.
В обучение включаются динамические факторы. Поэтому при выборе методов необходимо помнить, что:
• каждый из методов (наглядных, словесных, практических) ориентирован на преимущественное решение определенного круга дидактических и методических задач;
• педагогу в своей работе необходимо использовать оптимальное сочетание методов, желательно всех трёх групп;
• эффективность проведения занятия (мероприятия) по ПДД будет максимальной, если педагог выбирает сочетание методов с учетом цели и задач, структуры содержания учебного материала, уровня их усвоения.
Очень важно учитывать возрастные и психологические особенности и возможности каждого ребенка и класса (группы) в целом. Важно акцентировать детей на умении переключать внимание с интересного на важное.
Материал должен соответствовать уровню интеллектуального развития детей.
В ходе подготовительного периода важно составить план мероприятия, описание игры, разработать сценарий, раздаточный и дидактический материал для проведения мероприятия. Если есть явные пробелы в знаниях можно дать задания на их повторение и закрепление.
Не забудьте, про период ближайшего последействия. Можно провести анализ мероприятия, рефлексию, сделать выводы (устные или письменные, в форме анкетирования или «закончи предложение»). Я предложила ребятам выпустить стенгазету «По безопасным дорогам – в безопасный мир».
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас пройдет необычное занятие- игра «Знатоки ПДД» по правилам дорожного движения, которые должны знать все: и водители, и пешеходы. В ходе игры вы должны будете проявить находчивость, смекалку, а главное показать свои знания. Самое время настроится на игровой лад. Внимание на экран!
Обучающиеся. Идет видепросмотр обучающего мультфильма «Это знак такой!»
Педагог. Вы заметили какие маленькие дети озвучивали мультипликационный фильм по Правилам дорожного движения. Они знают их, а вы? Значит пришло время продемонстрировать свои зания в этой сложной и очень важной области знаний. Как вы думаете, почему так важно знать и соблюдать Правила дорожного движения? (потому что знание правил дорожного движения спасёт человеческую жизнь).
Итак, вы готовы доказать всем, что для вас не существует ничего невозможного? Что вы знаете Правила дорожного движения на «5» и готовы соперничать? Тогда - это занятие для вас. Сегодня на шумный перекрёсток нашего города высаживаются три команды из отважных знатоков ПДД, которым предстоит бороться за победу в трёх турах. Для начала мы разделимся на три команды. Прошу всех участников выйти на «центральную площадь» нашего игрового города.
( Идет деление на три команды: педагог по-очереди называет «красных», «жёлтых», «зелёных» и просит их поделиться согласно цветовой гамме)
Педагог. Замечательно, теперь у нас образовалось три команды и мы можем приступить к игре. Вам предстоит состязаться за звание "Знаток ПДД». В конце игры будет только «трое» победителей, по одному от каждой команды. Вам предстоит пройти круг испытаний на знание Правил дорожного движения. В ходе каждого испытания игроки состязаются за право получения «защитного тотема», который даёт + 20 баллов (за полный и правильный ответ) и стремятся не совершать ошибок. За нарушение дисциплины и порядка вы можете получить «черную метку» и потерять 10 баллов.
Вас ждут следующие испытания:
Первый тур командный - «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: «Викторина разминка», «Дорожный кроссворд» «Экзамен по ПДД».
Второй тур- «ПРАКТИЧЕСКИЙ» : «Загадки природы», «Что? Где? Когда?», «Дорожный лабиринт», «Сундук Айболита», «Дорожная задача».
Третий тур «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ» : «Тропа Арбез».
Прошу занять места за игровыми столами.
Обучающиеся: Звучит фоновая музыка, обучающиеся занимают места
за столами.
Педагог. Итак, мы начинаем первый командный тур «теоретический».
А начнём мы его с "Викторины – разминки". Я задаю вопрос – вы быстро отвечаете. За каждый правильный ответ вы получаете улыбающегося смайлика. По количеству набранных смайликов мы определим команду победителей.
1. Как называется дорожка для пешеходов? (тротуар)
2. Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора? (стой, стой и приготовься, убедись в безопасности и иди)
3. Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу? (остановиться, посмотреть налево, направо, ещё раз налево, убедиться в безопасности и только тогда начать переход проезжей части)
4. Где можно переходить улицу? (только в установленных местах)
5. Можно ли играть рядом с проезжей частью? (нет)
6. Как нужно идти по тротуару? (по правой стороне)
7. Где можно кататься на велосипеде? (во дворах, спец. площадках)
8. Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход? (должен закончить переход быстрым уверенным шагом, но не бежать)
9. Какого цвета верхний сигнал светофора? (красного)
10. Сколько сигналов у пешеходного светофора? ( два: красный и зелёный)
11. В каком ряду должны двигаться велосипедисты? (в крайнем правом)
12. С какого возраста, и при каком условии, можно кататься на велосипеде вдоль проезжей части? (с четырнадцати лет при знании правил дорожного движения)
Педагог. Переходим к следующему испытанию «Дорожный кроссворд».
Командам предстоит за 7 минут решить кроссворд по правилам дорожного движения. Кто первым правильно решит, тот получит «защитный тотем». Обучающиеся. Решают кроссворд.
Педагог. Вы справились с заданием. Давайте, проверим, правильно ли вы
решили кроссворд. Внимание на экран!
(на экране высвечивается готовый кроссворд)
Педагог. Без ошибок справилась команда «___» и зарабатывает «защитный тотем» и 20 баллов. А мы продолжаем. Сейчас командам необходимо сдать экзамен по ПДД. Перед вами билеты. Прошу капитанов команд выбрать по одному билету для своей команды. В каждом билете по 4 вопроса. Можете их разделить между членами своей команды, чтобы ускорить процесс. На подготовку ответа вам дается 5 минут.
Обучающиеся. Команды готовят ответы на вопросы билета по ПДД
Педагог. Уважаемые участники, ваше время вышло.
Кто первыми готов сдать экзамен?
Обучающиеся. Команды отвечают на вопросы билетов.
Педагог. Вот и подошёл к концу первый тур нашей игры. В ходе теоретического тура имеем:
команда «красных» - ___;
команда «жёлтых» - ___;
команда «зелёных» - ___ .
По итогам первого тура победила команда «___».
Объявляется 5 минутный перерыв.
Педагог. Уважаемые участники, мы переходим ко второму туру игры - «Практическому». Конкурс капитанов «Не игра».
Задание: довести школьника от дома до школы безопасным маршрутом, соблюдая при этом все правила дорожного движения. Для этого вам необходимо пересесть за компьютеры и открыть игру «Не игра». Как только все зарегистрируетесь в игре, я дам «старт». Первый справившийся с заданием становиться победителем этого тура.
А вас, участники команд, пока капитаны сражаются в знании правил дорожного движения, ожидает упорная борьба на станциях: «Загадки природы», «Что? Где? Когда?», «Дорожный лабиринт», «Сундук Айболита», «Дорожная задача». Все задания командные. Поэтому не забудьте о чувстве коллективизма и умении распределять задания между членами команды.
Итак, первое задание «Загадки природы» : «Вам предстоит предсказать прогноз погоды по народным приметам, определить особенности дорожной ситуации относительно дорожного покрытия и дать устные рекомендации водителям и пешеходам». Карточки с заданием перед вами — выберите одну. Время на подготовку ответа ограничено — 3 минуты. Приветствуется коллективное обсуждение. Удачи!
Обучающиеся. Команда готовит ответ на вопрос. По истечении времени команды дают ответ.
( Ответ первый: Ожидается дождь. Дорога скользкая. Стёкла автомобиля покрываются водой, ухудшается видимость. Расстояние для остановки автомобиля увеличивается. Поэтому, уважаемые пешеходы, не спешите переходить проезжую часть перед близко идущим транспортным средством, смотрите внимательно по сторонам, не закрывайте обзор дороги зонтом или капюшоном одежды. Уважаемые водители, соблюдайте скоростной режим и дистанцию. Пропускайте пешеходов, ведь они находятся под дождем, учитываете что им тяжелее оценить окружающую обстановку из-за зонта или капюшона одежды.
Ответ два: Ожидается метель. Видимость очень плохая. Из - за необходимости утеплятся, пешеходам ограничен обзор дороги. Поэтому, уважаемые пешеходы будьте бдительными, не спешите выходить на проезжую часть, осмотритесь, лучше пропустите приближающийся автомобиль, убедитесь в безопасности и осторожно переходите проезжую часть. Водитель, включи фары и габаритные огни. Пусть дворники работают постоянно, очищая лобовое стекло. Держи дистанцию между транспортом, сбавь скорость. Не забудь пропустить пешехода, ведь ему тяжелее чем тебе, он находится на улице под осадками.)
Педагог. Молодцы! А теперь следующее испытание «Что? Где? Когда?». Внимание «черный ящик»! В ящике находятся дорожные знаки. Каждый член команды по очереди вытаскивает один дорожный знак и дает его характеристику: к какой группе относится; где ставится и для кого предназначен? За правильный ответ – «улыбающийся смайлик» – 20 баллов. Неправильный ответ – «чёрная метка» - минус 5 баллов.
Обучающиеся. Идет игра — рассуждение. Каждая команда дает характеристику знакам:
«Пешеходный переход» - предупреждающий, для водителей,
«Пешеходный переход» - знак особого предписания, для пешеходов, «Движение пешеходов запрещено» - запрещающий, для пешеходов.
Педагог. Переходим к третьему испытанию «Дорожный лабиринт». Умение ориентироваться по карте очень часто может помочь путешественнику не заблудиться и во время добраться до нужного объекта. Внимание, перед вами схема дорожного участка. Ваша задача определить, где находится этот участок дороги, подписать объекты, нарисовать безопасный маршрут от автобусной остановки до выбранного объекта и расставить дорожные знаки, встречающиеся на пути. Для этого вам потребуется клей-карандаш, набор маленьких дорожных знаков и знание города. Будьте внимательны, участок дороги хорошо вам знаком. Время на выполнение задания — 3 минуты.
Обучающиеся. Идет работа со схемой дорожного участка. По истечении
времени ребята представляют оконченную работу, дают разъяснения.
Педагог. Переходим к испытанию «Сундук Айболита».
Если вдруг вы или ваши близкие порезались, поцарапались или того хуже попали в ДТП, мы обязаны знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Внимание, перед вами билеты. Выберите любой билет и подготовьтесь к ответу. Можете разделить вопросы билета между членами команды. Время на подготовку 5 минут.
Обучающиеся. Идет обсуждение. По истечении 5 минут ребята готовы дать ответы и выполнить практическое задание.
Педагог. А сейчас самое трудное испытание. Вам предстоит вспомнить и применить знания математики. Внимание, «Дорожная задача» для каждой команды. Кто быстрее и правильно решит свою задачу, тот и будет победителем.
Обучающиеся. Решают задачи.
Педагог. Закончили компьютерную игру. Виват победителю в компьютерной игре «Не игра» капитан команды ___ заработал 20 баллов. А первыми и правильно решили задачу «___». Они тоже заработали 20 баллов. Под громкие и дружные аплодисменты мы просим выйти на «центральную площадь» нашего игрового города команду победителя «___». Именно здесь и именно сейчас состоится заключительная битва «Тропа Арбез». Как вы уже догадались «Арбез» - это?
Обучающиеся. Зебра.
Педагог. Вам, уважаемые претенденты на победу, предстоит перейти проезжую часть по «зебре». Каждому из вас мы выдаем импровизированную «зебру» (нарезанные полоски белой бумаги). Вам необходимо добраться от линии старта до линии финиша строго по «зебре», укладывая перед собой разметку. Кто быстрее доберется, тот и победит в нашей сегодняшней игре.
Обучающиеся. (звучит фонограмма) Ребята, под аплодисменты товарищей преодолевают дистанцию (эстафету).
Педагог. Вот и дошли мы до финала нашей игры. Сегодня мы вспоминали правила дорожного движения в игровой форме. Вы проявили внимание, находчивость и старание. В упорной борьбе победу одержала команда «___». А в индивидуальной эстафете победил (а). На память о нашей встрече мы вручаем медаль победителя и официальный текст «Правил дорожного движения РФ». А все остальные получают на память календарики и светоотражающие браслеты.
Педагог. Дорогие ребята! Сегодня вы хорошо потрудились и показали свои знания в области безопасности дорожного движения. Я предлагаю вам зафиксировать ваши знания и выпустить на досуге стенгазету — молнию для ваших сверстников. Это задание выполнят ребята из редколлегии нашего класса.
Педагог. Наше занятие подошло к концу. Сегодня активно работали: ___, старались как могли: ___, и конечно наши победители:. Мне очень понравилось наше занятие. А вам? Я предлагаю вам смайлики, но они безликие. Я прошу вас выразить свои чувства. Если вам занятие понравилось, то пусть ваш смайлик улыбнётся, а если нет, то ничего страшного, если он немного погрустит. Лучший смайлик мы поместим в нашу газету.
Обучающиеся. Рисуют на смайликах свои чувства (улыбку, грусть).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагогов:
1. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ. - Вологоград, 1994.
2. Учителю о правилах дорожного движения. /сост. Н. А. Извекова. -М. : Просвящение, 1982.
3. Профилактика ДДТТ в начальной и средней школе. /авт. сост. В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Г. Н. Головина, С. В. Карелина. Настольная книга педагога дополнительного образования детей. Справочник. - М. :УЦ «Перспектива», 2012.
5. Л. И. Тошева. Основы безопасности дорожного движения : 1-4 классы. - М. : ВАКО, 2011.
6. В. И. Коваленко. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на дорогу : 1-4 классы. - М. : ВАКО, 2009.
7. Н. В. Кашлева. Пресс — клуб и школьная газета : занятия, тренинги, портфолио. Волгоград: Учитель, 2009.
8. Образовательные программы дополнительного образования. - М. : Просвещение, 2004. от разработки до реализации. М. : Айрис — пресс, 2004.
9. Организация дополнительного образования в щколе: планирование, программы, разработки занятий / авт. Сост. Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. - Волгоград: Учитель, 2009.
10. В. Э. Рублях. Правила дорожного движения 7-8 классы. - М. : Просвещение, 1985.
Для обучающихся:
1. Р. П. Бабина. Рабочие тетради по обучению ПДД для 1, 2, 3 класса - М. : Мнемозина, 2007
2. Р. П. Бабина. Учебное пособие для 3, 4 класса. - М. : Мнемозина, 2007
3. Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. -М. : Просвещение, 1979.
Аудиовизуальные и электронные пособия.
1. Мультипликационный фильм «Это знак такой»;
2. «Видео уроки по ПДД»;
3. Эл. игра: «Не игра»;
4. Электронные тесты по ПДД для школьников.