Юлия Шабалина
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад №10 «Светлячок»
Организация работы по профилактике
детского дорожно - транспортного травматизма
«Безопасное дорожное движение»
Воспитатель первой категории
Шабалина Ю. Ю.
Воспитатель первой категории
Галкина Н. С.
Павловичи 2014 год
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!
Публикация «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно - транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т. е. охрану жизни и здоровья. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета.
Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Организация работы в средней группе по предупреждению ДДТТ
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное
творчество.
Именно в детском саду все дети должны получить систематизированную
информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее
значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора).
Детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому
задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
При разработке плана проведения месячника безопасности ПДД были поставлены следующие задачи:
– определить наиболее эффективные формы организации образовательного процесса правилам дорожного движения, правильно донося до детей смысл опасности несоблюдения правил;
– побудить родителей задуматься о важности соблюдения ПДД;
– закрепить знания детей о правилах дорожного движения
Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике ДДТТ
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатели одновременно и воспитывают их, применяя метод внушения, убеждения, примера. В дошкольном возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитание детей проводится постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. Воспитание дошкольников осуществляется: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы и т. д. ; во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. В дошкольном учреждении у детей сформированы соответствующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. В соответствии с разработанным в средней группе планом месячника по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мероприятия проводились совместно с сотрудниками ГИБДД, с детьми, с родителями воспитанников. В группе оборудован уголок безопасности дорожного движения, где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развертывания всевозможных увлекательных ситуаций. Имеется комплект дорожных знаков, игрушки – автомобили, принадлежности регулировщика: пилотка, рубашка с погонами, жезл, свисток – сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; детские работы. Удачно используются напольный строительный материал, ковровые покрытия с нарисованной дорожной разметкой. (приложение 1)
Работа с детьми
Проведена большая работа : беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественной литературы организованы дидактические, подвижные, сюжетно ролевые игры. Оформлена выставка рисунков «Дети и дорога», проведена игра-занятие «Соблюдай правила дорожного движения», игра-занятие «Правила дорожного движения», беседы «Общественный транспорт», «Осторожно, перекресток!», проводились экскурсии «Наша улица», «Дорожные знаки». Итоговым мероприятием стало проведение спортивного досуга для детей «Зелёный огонек». Оно проводилось с целью закрепления правил поведения на дороге. Был проведен конкурс на лучшее исполнение стихотворения по безопасности движения, играли в веселые игры «Собери светофор», «Сигналы светофора» В игре «Угадай, куда ехать», ребята называли свою фамилию и домашний адрес. Были проведены занятия: аппликация - «Машины на нашей улице», «Светофор», конструирование - «Гаражи», «Машины», рисование - «Дети и дорога». При проведении бесед «Как вести себя в транспорте», «Общественный транспорт» дети рассматривали иллюстрации, плакаты с улицей и транспортом.
Для самостоятельных игр детей изготовлены пособия: дидактические игры, настольные обучающие игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. (приложение 2).
Работа с семьями воспитанников
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Родители должны постоянно помнить об
ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие. Родители привлекались к участию в мероприятиях, посвященных безопасности дорожного движения, оснащению уголка дорожной безопасности. Воспитатели провели анкетирование родителей по вопросам безопасности дорожного движения.
Цель: выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице, выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения, составили памятку «Родителям о правилах дорожного движения». Было проведено родительское собрание «Будь примером для детей в правильном поведении на дороге». Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. На родительском собрании дети читали стихи о правилах дорожного движения. В группе оформлен стенд «Дисциплина на улице - залог безопасности». Была организована встреча с работниками полиции. «Соблюдение правил в автомобиле» о необходимости использования детских кресел. В течение года родителям оказывается индивидуальная педагогическая помощь: беседы, консультации. (приложение 3).
Работа с сотрудниками полиции
На встречу к детям приходил участковый уполномоченный, майор
полиции Синицин А. Н. Он рассказал о важности соблюдения правил на дороге, ответил на вопросы детей.
На родительском собрание «Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге» майор полиции Синицин А. Н. ,обратил внимание на особо опасные участки на улице. Он рекомендовал родителям во время прогулок с детьми понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребёнка на связь между сигналами светофора и движением машин и пешеходов, показать знаки, рассказать об их назначении и порядке действия пешеходов и водителей. (приложение 4)
Оценка результативности проводимых мероприятий
Использование данных мероприятий способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Не зарегистрировано ни одного случая ДТП с участием воспитанников МБДОУ. Повысился интерес у детей к данной теме. В группах пополнилась предметно-развивающая среда. Повысился теоретический уровень владения педагогами знаниями по организации работы по обучению детей ПДД, улучшилось качество организации воспитательно-образовательного процесса. Повышена активность участия родителей в жизни ДОУ. Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.
Состояние профилактической деятельности по безопасности движения
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ в средней группе МБ ДОУ Ужовского детского сада проводится систематически в течение всего года. Эта работа эффективно осуществляется при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий. В ходе целенаправленной и систематической работы воспитателей и родителей, мы воспитываем поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Результат: снижение детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья детей.