Светлана Плохоцкая
Сценарий викторины по экологическому воспитанию в старшей группе «Птицы — наши друзья»
Подготовила воспитатель первой категории МБДОУ №14 Плохоцкая Светлана Викторовна
Цель: Уточнить и расширить представление детей о птицах.
Воспитывать бережное и заботливое отношения к птицам.
Программные задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей целостного представления о сезонных изменениях в природе;
Уточнять и закреплять знания детей о жизни птиц, их повадок, особенностях образа жизни;
Подвести детей к умению дифференцировать понятия «перелётные» - «зимующие» птицы.
Публикация «Сценарий викторины по экологическому воспитанию в старшей группе „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие:
Развивать восприятия произведений литературы; Развивать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желанию узнавать новые факты из их жизни;
Обеспечить развитие познавательной активности, творческого воображения.
Воспитательные :
Воспитывать бережное и заботливое отношения к птицам.
Воспитывать формирование экологического сознания детей.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами в природе. Беседы о птицах, их повадках, внешнем виде. Чтение загадок, пословиц, поговорок о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Чтение книг о птицах :
В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Е. Чарушин «Воробей».
Материал:
Картинки с изображением птиц, атрибуты к играм.
Ход викторины:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах, обитающих в нашей местности. Я предлагаю вам принять участие в викторине «Птицы наши друзья». Вам придется ответить на разные вопросы, выполнить задания и показать свои знания и сообразительность. В конце викторины мы с вами подведем итог, и узнаем, кто из вас больше знает о птицах.
Устраивайтесь поудобнее, и вы услышите и увидите много интересного. Давайте поприветствуем наши команды. Команда девочек «Ласточки» и команда мальчиков «Воробушки»
Команды за правильные ответы будут оцениваться звёздочками.
Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. Традиция проявлять заботу о птицах зародилась у нас давным-давно т. к. птицы украшают землю, без них природа мертва. Их весёлая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им добывать корм. Ребята давайте вспомним, как мы заботимся о птицах всю зиму? (вешаем кормушки, подкармливаем).
Правильно, и они вас обязательно вознаградят своим прекрасным пением. И сейчас мы начинаем нашу викторину.
1 Задание Беседа- разминка «Перелетные и зимующие птицы»
Каких птиц, обитающих в нашем крае, вы знаете? (воробей, дрозд, грач, скворец, ласточка, кукушка, сорока, галка, ворона, голубь)
На какие группы их можно разделить? (перелетные, зимующие.)
Воспитатель : Давайте проверим, хорошо ли вы знаете перелетных и зимующих птиц. Команда «Ласточки» должна будет выбрать на картинках перелетных птиц, а команда «Воробушки» - зимующих.
Почему некоторые птицы улетают в теплые края зимой? (это связано с изменениями температуры, которые влекут за собой дефицит еды и жилья (замерзают водоемы, исчезает насекомые, трава и плоды на деревьях) .
От чего зависит прилет птиц весной? (от потепления, питания, т. к. появляются насекомые, плоды и растения) .
Почему ласточки улетают в теплые края первыми? (потому что они питаются насекомыми, которые рано исчезают)
Те, птицы которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Птицы которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время года.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы справились с заданием. Получаете звездочки.
2 Задание «Собери птицу»
Для каждой команды на столе я приготовила картинки, на которых изображены птицы. Но для того, чтобы узнать, что это за птица надо сложить картинку. За победу даётся 3 звёздочки.
3 Задание «Загадки о птицах»
1. Угадайте что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится Собирает крошки, А потом на ветку прыг. И чирикает: «Чик-чирик» (воробей)
2. Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах.
А зовут её …. (ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук, тук, тук!» (дятел)
4. Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица).
5. Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет? (сорока).
6. Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (соловей)
7. Кто летает ночью тёмной
И схватить мышонка хочет? (сова).
8. Мы в скворечнике живём,
Песни звонкие поём. (скворец).
9. Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда. (кукушка).
10. Чёрный, проворный,
Кричит: «Крак!»-
Червякам враг. (грач).
4 Игра «Летит- не летит»
Предлагаю немножко отдохнуть командам и поиграть в игру
«Летит не летит»
Всем известно: к слову «кит»
Рифма звонкая – «летит».
Но кто слыхал, чтоб кит летал?
Никто об этом не слыхал!
Давай сыграем в «да» и «нет» :
Найди-ка правильный ответ.
Отвечайте без подсказок:
Кто летит, кто не летит?
Тот в игре и победит.
Если названное животное или предмет летает - поднимаем руки вверх или в стороны и машем приговаривая «летит-летит», а если не летает - тогда ручки не поднимаем и говорим «не летит».
Летит-летит орел?
Летит-летит козёл?
Летит-летит синица?
Летит-летит кукушка?
Летит-летит старушка?
Летит-летит глухарь?
Летит-летит гитара?
Летит-летит котенок?
Летит-летит сова?
Летит-летит пузырь?
Летит-летит скворец?
Летит-летит кувшин?
Летит-летит балкон?
Летит-летит щегол?
Летит-летит горчица?
Летит-летит лягушка?
Летит-летит сухарь?
Летит-летит ворона?
Летит-летит трава?
Летит-летит снегирь?
Летит-летит компот?
Летит-летит дворец?
Летит-летит пингвин?
Летит-летит дракон?
5 Задание «Угадай птицу»
Приглашаю вас всех на коврик, для следующего задания. «Угадай птицу». Команда «Ласточки» садится с одной стороны коврика, команда «Воробушки» садится с другой стороны коврика. Послушайте моё задание. Каждая команда должна изобразить птицу для своего соперника и если соперник её угадывает, значит, команда получает звездочку.
Молодцы, обе команды справились с заданием.
6 Задание «Правда-неправда» Теперь присаживайтесь на свои места, вас ждет следующее задание. Игра называется «Правда-неправда». Каждой команде я буду задавать вопрос, и если команда отвечает правильно, то получает Звездочку в свою копилку.
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (Да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (Да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (Да)
10. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
Подводим итог.
Воспитатель : Наша викторина подходит к концу. По итогам можно сказать, что победила дружба. Дружба между птицами и нами, защитниками природы. Наблюдайте за пернатыми, слушайте их песни, помогайте им.
Задумываюсь о том, зачем нам птицы? Может вы мне ответите на этот вопрос. (приносят пользу)