Емельяненко Наталья Александровна
«Знакомство с животными жарких и холодных стран». Конспект занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран.
- уточнять и расширять словарь по теме.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Работа со словарём: - активизировать словарь: мерзлота, баобаб, пустыня, климат. - ввести в активный словарь: Арктика, Северный Ледовитый океан, Африка, тропический лес, тундра. Материал: - демонстрационные картины: «Тундра», «Бурый медведь», «Пустыня» Предварительная работа: - чтение художественной литературы, - беседы, - рассматривание картин, иллюстраций, - заучивание стихотворений, пословиц, - отгадывание загадок, - дидактические игры.
Ход образовательной деятельности
Самолет построим сами и отправимся в дальнее путешествие сначала самолёт пролетит над холодными странами, потом сделает посадку в Африке и, наконец, вернётся домой.
Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Взлёт! Наш самолёт набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы. (педагог показывает слайд тундры)
Внизу под нами серая, унылая и седая равнина. И небо над ней серое, скучное, седое. Мох, кочки – всё плоско и бесконечно. Если и встретишь лес – то высотой по колено. Как называется эта земля, над которой мы летим?
Тундра. (Далее дети рассматривают изображённых на картине оленей).
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
Дети обсуждают, как приспособился олень к жизни в суровых условиях тундры, что помогает ему выжить и как олень служит человеку) Педагог. Услышали олени гул нашего самолёта, испугались, побежали.
Давайте не будем им мешать. Наш самолёт продолжает полёт! … Мы подлетаем к Арктике. Это большая часть земного шара, в центре которой находится северный Ледовитый океан, покрытый льдами. Здесь царит вечная мерзлота. Как вы думаете, каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?
Далее идёт обсуждение и сравнение бурого и белого медведей по следующим вопросам: - Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере? - Что общего между бурым и белым медведями? - Какие между этими зверями различия?
(Бурый медведь – всеядный зверь, а белый – хищник. У них разное строение лап, у белого – когти короткие, а у бурого – длинные. Различается у них и строение головы: у бурого – большая круглая голова на короткой шее с круглыми торчащими ушами, а у белого – голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.)
Разнообразна природа Африки. Здесь и сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, и травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, и огромные пространства пустынь, где нет никакой зелени. Наш самолет идет на посадку. Пристигнуть ремни. Нас встречает жительница Африки обезьянка Чи-Чи. Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас в моей любимой Африке! Давайте все вместе порадуемся! (Включает песню «Если нравится тебе, то делай так», дети танцуют). Ребята, посмотрите кто это? Чи-Чи: Я боюсь верблюда! Он такой огромный! Посмотрите, какие кривые длинные ноги у него! Зачем они ему такие?
Мы пересекли пустыню, и теперь верблюду уже не пройти по густому тропическому лесу. Отпустим верблюда обратно, а сами познакомимся с самым крупным животными на суше – со слоном.
Завести моторы! Взлет! У нас с вами было долгое путешествие, а сейчас мы возвращаемся домой! Мы побывали с вами на холодном Севере и в жаркой Африке. Путь неблизкий, и пока мы летим обратно, я загадаю вам загадки о животных, а вы отгадаете и скажите, где они живут
Загадки
• Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
• Вот это случай очень редкий
– На голове растут две ветки. (Олень)
• Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест. (Верблюд)
• С копытами, а не лошадь
С рогами, а не козлик,
Высокий, как подъёмный кран. (Жираф)
Педагог. Уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается. Самолёт прибывает в поселок Зимовники. Экипаж самолёта благодарит и прощается с вами. Всего вам доброго!
Рефлексия
Что нового вы узнали?
Если вы не испытали никаких трудностей, то возьмите себе смеющегося смайлика, а если вы в чем-то испытывали трудности, то возьмите улыбающегося смайлика.