Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Как человек использует камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Занятие № 43, дата 11.12.2020
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юный исследователь».
Группа дошкольного возраста, возраст от 5 до 7 лет.
I Год обучения
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Тема занятия : «Как человек использует камни. Показать, какую роль в жизни человека играют камни.»
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Как человек использует камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Цель: Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам экспериментов.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Задачи:
1 Образовательная – обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
2 Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представление.
3 Воспитывающая: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;
поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Форма проведения занятия : комбинированное
Материал для занятия : Камни морские (галька) и речные,
сосуды с водой. Лупы. Салфетки (на каждого ребенка). Коллекция
полезных ископаемых, деревянные кубики.
Ход занятия:
I Организационная часть.
1 Приветствие.
1. Сюрпризный момент. Педагог. Мне передали письмо. Как
проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по
адресу.
«Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она
зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка
уже у вас. Надо ее найти. До встречи в моем царстве!
Хозяйка медной горы». Посылку действительно надо найти.
Вы запомнили, какая она? (Она зеленая, прямоугольной
формы, перевязана розовой лентой).
Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку. Находят зеленую
коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите,
здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(Это камень. Это разные камни.)
II. Основная часть
Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку
(открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы
с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях
и побеседуем.
3 Физ. минутка.
Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь
Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются
кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к
щекам и качают головой.
4 Закрепление изученного на занятии материала на практике.
Одеваем фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.
Проведение техники безопасности.
Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей)
с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки.
Кто из вас был на море? Что вы там видели? (На берегу моря
много камушков, море красивое)
Найдите на подносе морские камни и положите их перед
собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите : какие
они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие
края? (Красивые, разного цвета)
Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские
волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода
обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без
единого уголка. А теперь найдите речные камушки и
положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно
сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые,
неровные, разной формы, с острыми углами).
Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы)
Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он
форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Попробуйте крепко
сжать в руке камень. Он изменил свою форму (Нет)
А теперь попробуйте сжать в руке кусочек пластилина. Что
с ним произошло? (Он изменил форму)
Какой вывод мы можем сделать?
как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами
сосуд с водой, попробуйте опустить кубик в воду. Что с ним
произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим
камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет).
Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно
легче воды.)
Обратите внимание на камень, который лежит в воде.
Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем,
который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.
Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в
реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В
аквариуме).
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли
человек для своих нужд камень? Как? (Ответы предположения).
Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем.
Называется он гранит. Из гранита строят набережные,
изготавливают постаменты для памятников. Но есть гранита и
соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода.
Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита,
известняка и примесей, которые придают ему разную окраску
(показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через
лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор – главный отделочный
материал. Самым ценным является белый мрамор
(показывает его). Настоящее царство мрамора можно
увидеть в метро.
От нашей горы!
Двумя руками показывают на опустевшее место.
Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни
помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие
используются при изготовлении памятников, для украшения
станций метро, входов в здания, украшения постаментов
памятников. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них
изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку
женских украшений. (Рассматриваем альбом с фотографиями.
Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома?
Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите
камни, из которых они изготовлены.
Молодцы. На этом наше занятие закончилось.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Дети, вам понравилось наше занятие?
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что вы запомнили интересного?
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.