Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию
«Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы!»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Формировать представления о природных явлениях: дождь, гром, молния.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию „Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Гроза, молния
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Познакомить детей с образованием такого природного явления, как гром и молния.
3. Дать представления о способах создания «цветного дождя» и «молнии» в домашних условиях.
4. Закрепить знания о народных приметах о погоде.
5. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
6. Вызвать радость открытий, от полученных в результате опытов.
Образовательная область «Речевое развитие».
1. Развивать связную и диалогическую речь детей.
2. Обогащать словарь детей: электрические разряды, грозовые облака.
3. Активизировать словарь детей: дождь, гроза.
4. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
1. Развивать память и мышление при отгадывании загадок.
2. Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании классической музыки и звуков природы.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
1. Закрепить правилами поведения во время грозы.
2. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Развивать двигательную активность детей, предупреждая утомляемость воспитанников.
Методы и приемы:
1. Практические: опытно - исследовательская деятельность, динамическая пауза «Дождь и гром», творческая деятельность детей.
2. Наглядные: просмотр видео фильма: «Что такое гроза?», просмотр иллюстраций «Природные явления», показ способа действия с водой и воздушными шарами.
3. Словесные: художественное слово, загадывание загадок, объяснение, беседа.
Предварительная работа: Наблюдение за облаками, дождем, грозой. Чтение стихов и рассказов о временах года, разучивание народных примет, рассматривание картин знаменитых художников цикла «Времена года»
Материалы и оборудование: иллюстрации «Природные явления», видеофильм: «Что такое гроза?», аудиозапись «Гроза» А. Вивальди, стакан с водой, пенка для бритья, разведенный в воде краситель, пипетки, воздушные шары, карандаши, круглые основы из бумаги.
Логика образовательной деятельности
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
1. - Ребята, а вы любите сказки?
- Какие ваши любимые сказки?
-Я тоже люблю сказки. В них всегда что-то познавательное для себя найдешь. Например, как в этой сказке.
Сказка «Гроза на носу».
Жил в тайге бурундук. Чудной на редкость. Дома он себе не строил, а любил по лесу гулять. Забегается, заглядится по сторонам, вот дождь его и промочит до самых косточек. Хорошо, если на пути чей-нибудь домик подвернётся. Но лесной теремок не сразу найдёшь, не всегда и дверь откроют. Вот бурундук и решил кричать так, будто в дверь стучат: - Тук-тук! Бу-рун-дук!
Сперва звери его к себе пускали, а потом решили: «Хватит! Пусть свой дом строит!» — И прогнали его из лесу.
Теперь того беззаботного бурундука уж нет и в помине. Но у всех его братцев осталась привычка. Перед грозой они становятся столбиком, подпирают лапками мордочку и печально выговаривают:
— Тук –тук, бу-рун-дук!
Вот звери в тайге и смекнули: раз бурундуки затукали — значит, гроза на носу. Скорей по домам прячутся!
- Ребята, что интересного вы узнали из этой сказки?
- О какой народной примете, говорится в этой сказке? Дети называют свои любимые сказки, затем слушают сказку.
Дети беседуют по содержанию сказки.
Повышена
мотивация детей к НОД.
Созданы условия для развития связной и диалогической речи.
2. Дидактическая игра: «Отгадайка»
с просмотром презентации «Природные явления».
Сейчас, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, если вы отгадаете правильно, то на экране появится картинка.
Загадки
Ночь уходит, тьма редеет,
Небо тёмное светлеет,
Солнце шлёт лучом привет.
Начинается.
(слайд «Рассвет»)
Как солнце опускается,
Так он и появляется:
И сумерки сгущаются,
И тени удлиняются
Он по вечерам бывает,
Как его все называют?
(слайд «Закат»)
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Непричесанны, в кудряшках,
И взъерошены слегка
Кучевые …
(слайд «Облака»).
В небе серое одеяло,
Грозовое покрывало,
Опустилось низко-низко
И над городом повисло.
Вот уже грохочет гром,
Молнии сверкают в нем.
Облака собрались в кучу,
Стали грозовою.
(слайд «Туча).
Это что за озорник
Прыгнул мне за воротник,
Шлепнулся в ладошки,
Брызнул на сапожки!
Ловко лужи обходя
Убежал я от….
(слайд «Дождя»).
Может дерево сломать.
Может нас теплом ласкать.
Он сильнее всех на свете.
Потому что это…
(слайд «Ветер»)
Электрический разряд,
Но никто ему не рад.
Часто он в грозу бывает,
С неба в землю ударяет.
И чего он ни коснётся,
Всё обуглится, сожжётся.
(слайд «Молния»).
Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто …
(слайд «Радуга»)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(слайд «Гроза»). Дети отгадывают загадки и смотрят презентацию. Развитие памяти,
мышления,
воображения.
3. - Ребята, как вы думаете, что такое гроза?
-Почему гремит гром и сверкает молния?
-Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения я предлагаю посмотреть фильм «Что такое гроза?». Дети высказывают свои предположения.
Просматривают фильм. Созданы условия для развития логического мышления. Сформированы представления о последовательности возникновения грома и молнии.
Обогащение
словаря: электрические разряды.
4. Динамическая пауза «Дождь и гром».
Грохочет гром, грохочет гром,
Гремят раскаты за холмом,
И черноту над головой
Пронзает молния стрелой.
Грохочет гром, грохочет гром,
И дождь стучится громко в дом,
Пробить он крышу норовит,
В окно стучит и в дверь стучит.
Грохочет гром, грохочет гром,
Укрылись куры под крыльцом.
Укрылись куры под крыльцом.
Чтоб не ударить в грязь лицом. Дети имитируют движения по тексту.
Дети постукивают кулачками один о другой.
Топают ногами на месте.
Хлопают в ладоши.
Прыгают на месте.
Приседают, прижимают голову к коленям. Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.
5.
-Дети, как вы думаете, кто такие волшебники?
-Волшебники – это люди, которые творят чудеса.
- А вы, хотите стать волшебниками?
Сейчас мы с вами на некоторое время станем волшебниками и будем творить чудеса.
Проведение опыта: «Цветной дождь в комнате».
Ребята подойдите к столу. Посмотрите, на столах стоят стаканы. В одних стаканах налита вода, поверх воды – пенка (для бритья, в других стаканах цветная вода.
- Каждый возьмите пипетку, с помощью пипетки наберите цветную воду и капните несколько капель в стакан на пенку в центр. Что получилось?
- Верно, из пенки, как из пушистых облаков идет цветной дождь. Дети высказывают свои предположения.
Дети набирают цветную воду в пипетку и капают несколько капель на пенку в центр. Наблюдают, как из пушистых белых облаков идет цветной дождь.
Созданы условия для развития логического мышления, воображения.
Созданы условия для развития представлений как образуется цветной дождь.
6. Опыт «Образование молнии».
- Цветной дождь у нас получился, а теперь попробуем сделать самую настоящую мини – молнию.
- Дети пройдите в темное помещение. Каждый возьмите шарик и потрите его шерстяной тряпочкой.
Воздух, который находится внутри шарика – электризуется.
Теперь дети разделитесь по парам, и медленно приближайте шарики друг к другу, как можно ближе, но, не соприкасаясь друг к другу. При приближении вы увидите искры, световые вспышки – это и есть мини - молния, и услышите слабое потрескивание – это копия грома при грозе. Дети берут воздушные шарики, натирают их шерстяной тряпочкой, делятся по парам и сближают шарики друг к другу, стараются не касаться воздушными шариками. Созданы условия для формирования представления об образовании грозы и молнии.
7. Беседа: «Правила поведения во время грозы».
Дети, гроза это опасное природное явление, поэтому надо знать, как вести себя во время грозы.
- А вы знаете, как вести себя во время грозы?
Если дети расскажут о правилах поведения во время грозы, то воспитатель подытоживает их высказывания. Если ответов недостаточно, сам рассказывает:
- Лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков, так как молния обычно проходит в землю по поверхности здания и может проникнуть в открытые окна в помещение.
- Нельзя пускать воздушного змея.
- Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.
- Если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь. - Металлические предметы из рук выбросить.
- Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.
- В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.
- Молнии реже поражают из лиственных деревьев березу, чаще поражается дуб и другие лиственные деревья.
- Не купайтесь во время грозы, не располагайтесь вблизи водоема, не плавайте в лодке и не ловите рыбу. Дети, отвечают, рассуждают, делают выводы.
Созданы условия для диалогической речи.
Закреплены знания о правилах поведения во время грозы в лесу.
8. -А теперь предлагаю вам нарисовать разрешающие и запрещающие знаки по правила поведения во время грозы. Для этого вам нужно договориться между собой, кто какое правило будет изображать. Перед вами лежат круглые основы из бумаги и карандаши. Если вы изображаете действие запрещенное, оформляете его в рамку красного цвета, если же правило, рекомендательного характера – в синюю. Позже, когда ваши знаки будут готовы, мы оформим плакат по «Правилам поведения во время грозы». Дети договариваются между собой, кто какое правило будет изображать, разбирают круглые основы из бумаги, цветные карандаши и рисуют. Закрепление правил, умение работать слаженно в коллективе, договариваться.
9. Рефлексия.
Воспитатель спрашивает детей о том, что запомнилось, что понравилось. Дети делятся своими впечатлениями. Создан фон
эмоционального
удовлетворения.