Алена Попова
Конспект урока «Стрелка Васильевского острова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Стрелка Васильевского острова»
Цель урока :
Познакомить учащихся с формированием ансамбля стрелки Васильевского острова, дать
представление о целостности и исторической значимости этой достопримечательности.
Задачи урока :
1. Расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий.
2. Способствовать развитию и формированию образного и логического мышления.
Публикация «Конспект урока „Стрелка Васильевского острова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с городом
4. Сформировать нравственное отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Оборудование:
1. Проектор, ноутбук, экран (для просмотра презентации)
2. Иллюстративный материал
3. Карта
Ход урока:
Учитель сообщает тему и цели урока.
1. Сегодня, ребята, мы отправляемся в очередное путешествие по Санкт-Петербургу, а именно на стрелку Васильевского острова. Мы сегодня узнаем, что такое «стрелка», как формировалась эта часть острова в 18, 19 веках и каково же было значение Стрелки ВО в те времена для нашего города. Посмотрите, пожалуйста, на фотографию. Вот так выглядит та часть Васильевского острова, куда мы и отправляемся с вами. (Разделение реки на два рукава)
2. А пока мы в дороге, давайте дадим определение ключевому понятию «Стрелка» и вспомним, почему данный остров называется Васильевский. На помощь нам приходят справочные издания. Я предлагаю вам три книги из школьной библиотеки. Чем вы воспользуетесь для проверки своих версий? Ответы учеников. Обращаемся к слайдам. Учитель их комментирует.
3. В жизни любого морского города порт – одно из самых важных мест.
Таким бойким уголком Петербурга на протяжении полутора веков была стрелка ВО. Но возник порт на Березовом острове, где начал формироваться первый центр города. Спустя 13 лет после основания Петербурга по указу Петра 1 был составлен проект планировки и застройки города, в котором ВО отводилась роль центра города. На Стрелке в соответствии с разработанным планом началось строительство как административного, так и культурного центра города: здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Меншиковский дворец, Кунсткамера, Академия наук. Просмотр слайдов с комментариями.
4. С 1720 г. на ВО перемещается и порт. Здесь кораблям было значительно удобнее причаливать. Начинается строительство с портовых сооружений. Здесь возвели Биржу, Таможню, пакгаузы, Гостиный двор. К Стрелке, где обосновался порт, уже с конца 18 века ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей. Привозили различные товары: табакерки, шляпы, чулки, пряжки, ленты, шпаги – предметы роскоши для дворянства и купцов. Здесь можно было купить говорящего попугая, обезьянку. И на эти же корабли грузили «сезонники» железо, сало, свечи. Повсюду слышалась иностранная речь. Да и горожане часто приходили в порт посмотреть на заграничные суда.
5. С начала 19 века формируется ансамбль Стрелки (Архитектурный ансамбль – целое, гармонично соединенное воедино). Центральное здание Стрелки – Биржа. Светлое, строгое здание стоит на холме. Это храм торговли. В переводе Биржа означает «кошелек». В здании Биржи купцы договариваются о купле-продаже товаров. Рассмотрим подробнее здание Биржи. Ученики работают со схемой в тетради, подписывая элементы здания. Учитель комментирует на слайде. Здание Биржи похоже на храм Древней Греции. К Бирже ведет широкая гранитная лестница. Хоровод мощных колонн окружает стены. В непогоду здесь можно прогуливаться, вести беседы, укрывшись от дождя. Здание украшают большие окна. Над главным входом в здание (их 2)расположены фронтоны с большими дугообразными окнами. Около окон скульптурные группы. (Фронтон – верхняя часть портика в виде треугольника, отделенная от поверхности стены карнизом).
6. Рассмотрим скульптурную группу «Нептун с двумя реками». Слайд. Бог морей Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке – символ морского могущества, мчится на четверке морских коней. По сторонам от Нептуна - женская и мужская фигуры. Это Нева и Волхов. С противоположной стороны скульптура «Навигация с Меркурием (богом торговли) и двумя реками».
7. Здание Биржи с двух сторон охраняют пакгаузы. Слайд.
Пакгаузы – в переводе на русский означает «ящик», «дом для ящиков». С судов товары выгружали на пристань, затем на телегах везли на закрытые склады для товаров – пакгаузы. В подвалах здания тоже хранились товары. Фасады зданий скромно украшены. Они словно подчеркивают красоту Биржи.
8. За северным пакгаузом было построено еще одно необходимое для порта здание – таможня. Это учреждение, ведающее ввозом и вывозом товаров и сбором пошлин. Здание построено из пудостского камня. Сегодня это Пушкинский дом – Институт русской литературы, который долго возглавлял Д. С. Лихачев (первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга).
9. На 25 минуте урока – физкультминутка «Лодочка».
10. Путь судам, прибывавшим в петербургский порт, указывали маяки – Ростральные колонны. На их вершинах установлены специальные чаши. В них горел огонь. Зажигали маяки ночью и в туман. Внутри колонн есть винтовая лестница, Высота колонн 32 метра, пудостский камень.
Почему колонны так называются?
Слово «Рострум» - с лат. «клюв», нос корабля. В Древнем Риме победы на море отмечали строительством колонн, которые украшали носами захваченных кораблей неприятеля. У подножия колонн попарно расположены две женские и мужские фигуры. Они символизируют реки: Волгу, Неву, Днепр и Волхов.
11. Для закрепления материала данной части урока проводится задание по парам. Слайд с заданием комментирует учитель. Ученики выполняют задание. (5 минут).Совместная проверка задания.
12. «Нос» Стрелки – искусственная насыпь, отошедшая от естественного берега на 102 метра в воды реки. Острие Стрелки представляет правильную полуокружность, облицовано было гранитом, спуском к воде в виде двух лестниц с большими каменными шарами по краям. Таким образом, был создан ансамбль Стрелки Васильевского острова – символ портового
города и военно-морского могущества России.
13. Кто же являлся создателями этого архитектурного ансамбля?
В создание этого прекрасного уголка Санкт-Петербурга много труда, сил, таланта было вложено архитекторами, скульпторами, строителями и другими мастерами. Проект застройки Стрелки был разработан уже известным вам архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым. А осуществлял этот проект французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. По его замыслу строились здание Биржи и Ростральные колонны. Зрелым мастером
прибыл архитектор в Санкт-Петербург. Здесь он не только строил, но и преподавал в Академии художеств. Четырнадцать лет прожил он в Петербурге. Прах архитектора покоится в Некрополе Александро-Невской лавры. И еще одно имя заслуживает наше внимание. Это каменотес Самсон Суханов. В семье пастуха на Вологодчине родился сын. Дали ему имя Самсон. В древних мифах Самсон – силач необыкновенный. И угадали с именем. Сил и в самом деле оказалось у Самсона предостаточно. В
тридцать лет попал он к петербургским камнетесам. И стал он искусным мастером. Организовал свою артель. Самсон вырубал скульптурную группу на здании Биржи, Ростральные колонны, фигуры у их подножия, оформлял спуски и набережную Стрелки. Существует легенда, что круглые шары созданы Сухановым на глазок, без математических расчетов. Интересна история с портретом Суханова кисти Василия Тропинина.
14. Подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы познакомились с историей формирования Стрелки Васильевского острова. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, и вы узнаете о современной жизни ансамбля Стрелки Васильевского острова, а также о том, что Стрелка является созвездием музеев нашего города. Домашнее задание «Третий лишний», конспект урока.
Список литературы:
1. Ермолаева Л. К. Чудесный город: Петербургская тетрадь. – СПб. : Норинт, 1996.
2. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город. -СПб. : Норинт, 1997.
3. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова. Чудесный город: Петербургская тетрадь. Ч. 2. – СПб. :СМИО
Пресс,2003.
4. Глинка Н. «Строгий. Стройный вид.».- М. : Детская литература, 1992.- С. 202-209.
5. Пукинский Б. К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб. : Норинт, 2002.