Тарико Татьяна Михайловна
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»
▼ Скачать + Заказать документы
3 н а т ь: о фразеологизмах — устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи
Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.
I. Взаимопроверка домашнего задания.
II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению).
1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра).
3) Краски, замешанные на воде (акварель).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4) Камень цвета морской воды (аквамарин).
5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист).
6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).
7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм).
III. Слово учителя.
Прослушайте стихотворные строки:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
В. Брюсов.
Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В. Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку. А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление.
IV. Работа по вопросам.
- что называют фразеологическим оборотом? Приведите примеры.
- как по-другому можно назвать фразеологический оборот? (фразеологизм, устойчивое сочетание слов)
- назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры. ( пословицы и поговорки: много снега- много хлеба;, исторические события: Пусто, словно Мамай прошёл)
V. Национальный характер фразеологических оборотов.
Например, мы часто говорим: «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней», когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем».
Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет», в английском –«когда луна превратится в зелёный сыр», в немецком –«когда собаки залают хвостами», в болгарском – «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается», в киргизском – «когда хвост верблюда коснётся земли».
VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
( Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)
VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов :
• На птичьих правах – временно, незаконно.
• Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.
• С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.
• Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.
• Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.
2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:
• который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;
• которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;
• кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;
• робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;
• который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;
• очень болтливом – язык без костей;
• который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.
VIII. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.
Очень
• беречь – как зеницу ока;
• любить – души не чаять, на руках носить;
• ругать – на чем свет стоит;
• сильно краснеть – до корней волос;
• крепко спать – как убитый, без задних ног;
• быстро скакать – во весь опор;
• быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;
• смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;
• громко кричать – во все горло;
• промокнуть, промерзнуть – до костей;
• хорошо знать – как свои пять пальцев.
IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.
Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. — М., 1986). В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.
— Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь. ; Ларчик просто открывался и т. д.)
X.. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.
(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1
XI. Тест
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
3. Найдите синонимические фразеологизмы :
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
д) себе дороже;
е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу;
з) как в воду канул.
4. Найдите антонимические фразеологизмы :
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колеса;
е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду.
5. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;
2) Демьянова уха; б) А. Чехов;
3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;
4) человек в футляре. г) И. Крылов.
XII. Подведение итогов урока.
XIII. Рефлексия
XIV. Домашнее задание.