Лариса Владимирцева
Конспект урока «Зима» в классе ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима».
Цель:
Формировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.
Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какое сейчас время года? (дети называют, учитель показывает карточку со словом «зима».
Какой сейчас месяц? (карточка на доске)
Какой день недели? (дети называют, один ребёнок вывешивает карточку)
Публикация «Конспект урока „Зима“ в классе Тмнр» размещена в разделах
- Зима
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Какое сегодня число? (один ребёнок отмечает на календаре)
3. Дыхательная гимнастика.
Игра «Ветерок» : дуем на ватные шарики, как на снежинки
4. Сообщение темы урока.
Послушайте внимательно загадку.
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Тема нашего урока – Зима. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с изменениями в природе с наступлением зимы, узнаем много интересного про Зиму.
Игра «Сложи слово» : всем детям учитель раздаёт крупные картонные буквы, дети должны сложить из букв слово зима, вывешиваем на доску. Дети по одному читают слово с доски.
Учитель предлагает детям 2 картинки, из которых надо выбрать, где изображена зима. Правильную картинку один ребёнок вывешивает на доску.
Беседа с учащимися:
- Какие признаки зимы мы учили? Дети отвечают:
- Вся земля покрыта снегом.
- Часто идёт снег.
- На улице очень холодно, мороз
- Какие месяцы зимы вы знаете?
(Дети называют и выкладывают карточки на доске)
4. Изучение нового материала.
Отгадайте загадки.
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (метель)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
-Метель, лед, снежинка, мороз – все это зимние явления. По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)
Признаки зимней погоды:
• становиться холоднее
• небо чаще покрыто облаками
• осадки выпадают в виде снега
• дни становятся короче, а ночи длиннее
- А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
2) А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?
Послушайте внимательно рассказы о животных. Постарайтесь угадать, про какого животного я вам читаю.
Животные
* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).
* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (тайно, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
*кто зимой холодной, ходит злой, голодный. (волк)
*летом серый, зимой белый (заяц)
-А как животные готовятся к зиме?
Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
3) Слушайте внимательно- это загадка:
Без мотора, а летают.
Правильно. Это птицы.
- Не только животные подготовились пережить холод. Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему? Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Вспомните, какие из них улетели (Гуси, лебеди, соловей, жаворонок)
- Почему птицы улетают?
(Причина - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)
- Как мы можем им помочь перезимовать? (Сделать кормушку)- Давайте рассадим на кормушку тех птиц, которые остаются зимовать?
Задание у доски (прикреплена кормушка, нужно рассадить зимующих птиц)
А как называются эти птицы? (зимующие)
4)Чем можно заниматься зимой? Что дети делают зимой, как развлекаются?
На доске плакат с зимними забавами детей.
Самостоятельная работа.
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (снежная баба)
Сделать снеговика из геом. фигур.
-Почему только зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика? (снег)
5. Закрепление изученного.
Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…"
Цели: расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов.
Учитель называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:
• Солнце светит ярко, греет сильно,
• Снег падает большими хлопьями,
• Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
• Зайчик серый прыгает по снегу,
• Белка собирает шишки и орехи,
• Медведь спит в берлоге
• Дети строят кормушки для птиц
• Распускаются подснежники
• Дни короткие, солнце светит мало
• Метёт метель, сильные ветры
• Льёт сильный дождь
• Приходит Новый год
6. Итог урока.
Молодцы! О каком времени года мы сейчас разговаривали? Правильно. Назовите зимние месяцы по порядку. Чем каждый из вас больше всего любит заниматься зимой? Молодцы, хорошо занимались! Урок закончен.