Лучший педагог года

Конспект урока «Семья в жизни человека»

Пермякова Анасатсия Михайловна
Конспект урока «Семья в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

«Семья в жизни человека».

Цель:

Сформировать у учащихся понимание роли семьи в жизни человека и чувства ответственности за планирование будущих семейных отношений.

Задачи:

- Дать понятие о роли семьи в жизни человека и в обществе.

Публикация «Конспект урока „Семья в жизни человека“» размещена в разделах

- Воспитывать уважение к институту семьи, уважение к родителям и семейным ценностям, чувство ответственности по отношению к членам семьи.

- Показать взаимосвязь между ранними браками и нарушением прав человека.

- Формировать навыки моделирования отношений в будущей семье.

Ключевые понятия: семья; семейные ценности; роль семьи в жизни человека; роль семьи в обществе; структура семьи; ответственность, права обязанности членов семьи; ранний брак; гендерное равенство.

Методы проведения занятий: написание эссе, мозговой штурм, мини-лекция, работа

в малых группах, дискуссия, ролевая игра.

Подготовительная работа: преподаватель заранее дает учащимся творческое задание написать к данному занятию эссе на тему «Зачем человеку семья (7-10 предложений).

Ход занятия:

Упражнение 1 Давайте для начала попробуем определиться с понятием семья.

Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.

Семья - базовая ячейка общества, характеризующаяся, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

• союзом мужчины и женщины;

• добровольностью вступления в брак;

• связанность членов семьи общностью быта;

• вступлением в брачные отношения;

• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Упражнение 2 А как вы думаете, зачем человеку семья?

Функции семьи. Семья как социальный институт выполняет в обществе определенные функции, т. е. виды деятельности, направленные на удовлетворение основных потребностей как семьи или отдельной личности, так и общества в целом.

Существуют различные классификации функций семьи, но к основным относятся следующие:

• биологическая (репродуктивная)

• хозяйственно – экономическая (общий бюджет, ведение домашнего хозяйства)

• эмоционально- психологическая (снятии стрессов, внутрисемейное поведение)

• образовательная

• социализации (первичной, вторичной профессиональной)

• социальное интегрирование

• медицинская и др.

Происхождение семьи.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, отсутствовали родственные отношения, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Когда появилась угроза сохранению общественности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Появилась социальная форма контроля, нормы регулирования отношений между мужчиной и женщиной, но брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка. Так на этапе общинного хозяйствования зарождается групповой полигамный брак.

С разделением труда, с разложением родового строя возникает моногамный (однопарный) брак. Первой истинной функцией моногамии является патриархальная семья.

В цивилизованных странах единственно законным является моногамный брак, запрещен инцест, хотя есть страны, где сохранилось многоженство.

Таким образом, «Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979. – С. 66).

Социальное содержание брака включает экономические и психологические стороны.

Экономические отношения между супругами уже изначально были следствием половозрастного разделения труда – обеспечения несовершеннолетних детей и престарелых родителей. Основа социально-нравственных отношений между полами – воспроизводство населения и воспитание детей. Духовная близость людей регулируется нравственным сознанием каждого человека и подчиняется нравственным общественным идеалам брака.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью :

моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах) :

полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.);

экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

матрилокальные - в семье родителей жены;

неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Упражнение 3 Давайте теперь поговорим немного о семейных ценностях. Что в вашем понимании есть семейные ценности? Я раздам вам утверждения, а вы будите работать в тетрадях.

Упражнение 4 Давайте попробуем закончить предложения

Мужчина и женщина, как две.

Мне кажется, что между мужчиной и женщиной.

Я считаю, что настоящий мужчина — это тот, кто.

Настоящая женщина, по моему мнению, это.

Я не понимаю почему, юноши (девушки).

С лицами противоположного пола у нас много общего, например.

Мужское и женское начало надо понимать в двух смыслах - биологическом и социокультурном. Для этого ученые ввели два разных термина – биологический - «пол» (биологическое различие мужчин и женщин) и социальный - «гендер» (культурное различие мужчин и женщин).

Гендер - это набор социальных ролей. Не пол, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин.

Гендер создает такие различия между женщинами и мужчинами, которые не являются естественными, сущностными или биологическими. Гендерное неравенство существует в семье, в отношениях друзей, в жизни общины или общества (например, приоритетный статус мужчины/сына).

Закон РК «О браке и семье» Глава 3. Условия и порядок заключения брака.

Статья 9. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 11 настоящего Закона.

Статья 10. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака могут снизить брачный возраст на срок не более двух лет.

3. Ходатайство о снижении брачного возраста может быть возбуждено желающими вступить в брак или их родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного возраста.

4. Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак.

5. Брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей либо опекунов.

Статья 11. Лица, между которыми не допускается заключение брака

Не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать;

3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными);

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

Статья 12. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Консультирование и обследование по медицинским, а также по медико-генетическим вопросам и вопросам охраны репродуктивного здоровья желающих вступить в брак проводятся специализированными учреждениями здравоохранения и только с обоюдного согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования вступающего в брак составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия прошедшего обследование.

Статья 13. Порядок заключения брака

1. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

В исключительных случаях, когда одно из лиц, желающих вступить в брак, не может явиться в орган записи актов гражданского состояния, брак может быть заключен по месту нахождения такого лица.

Представительство при заключении брака не допускается.

2. Заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

4. Отказ органов записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, либо одним из них.

Упражнение 5 Теперь давайте вы самостоятельно попробуете в тетрадях записать все + и – раннего вступления в брак. А затем мы с вами это обсудим.

Домашнее задание, будет творческим, Вам предлагается написать эссе на тему, «Какой я представляю свою будущую семью» (7-10 предложений).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять.

Конспект занятия «Значение молока в жизни человека» Тема: «Значение молока в жизни человека» Цель: Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов. Формировать исследовательские.

Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека» "Витамины и их значение в жизни человека" Тема: Витамины и их значение в жизни человека. Цель: познакомить детей с понятием “витамины”,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Одежда в жизни человека» Цель: Познакомить детей с историей возникновения одежды, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, развивать мышление, речь.

Конспект НОД «Вода в Жизни человека» ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ЦЕЛЬ: Развитие любознательности посредством познавательно-исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:.

Конспект ООД в старшей группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое.

Конспект урока искусства «Создание моделей предметов бытового окружения человека. Мамин платок» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 им. М. М. Пришвина» Конспект урока искусства «Создание моделей.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие — закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.

Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность» Жизнь человека – высшая нравственная ценность Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности Задачи: личностные.

Конспект занятия «Значение луны в жизни человека и в природе» Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир» Тема: Значение луны в жизни человека и в природе. Цель: формирование знаний значения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Семья в жизни человека»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 08:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Семья в жизни человека»» (включая файлы) размещена пользователем Пермякова Анасатсия Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД