Ядне Валерия
Конспект урока «Имя числительное. Количественное и порядковое» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Имя числительное. Количественное и порядковое»
2 слайд.
Обобщающий урок по теме «Порядковые числительные»
Тип урока : систематизация и обобщение знаний по теме.
Цели урока :
-систематизировать и обобщить знания по теме;
-развивать орфографическую зоркость, умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;
-развивать умение грамотно выражать свои мысли
-закрепить умение употреблять числительные в речи;
-воспитывать любовь к родному поселку.
Публикация «Конспект урока „Имя числительное, Количественное и порядковое“ в 7 классе» размещена в разделах
Оборудование: тексты, раздаточный материал, проектор, компьютерная презентация.
Ход урока:
1. ОРГ. МОМЕНТ.
- ани торова эя! Тюку яля мал манзаям пэртава.
-Манзаям пэрма нерня ина хурка нгэва манэкава.
-Тольнта ниня няхар ся саир таня,нянанда хурка сава тикым тю мэда.
-Намгэ тоолха манзаям пэрмава теда хобцокувна хамедаира.
(Числительные)
3 слайд
Теда нянда хобцокум вадетам,сававна инзеледа.
Мань хусувэй яля,хусувэй яля вэкана
Хэта пиртав,сян нгэвамда
Мань пиртав,тене
Хэтнгув,сянимдейнгэ нумамд.
-Тюку хобцоку намгэ вада саирм хэтыби? (Имя числительное)
-Урокаханана числительной нямна лаханакуртава.
Теда тетрадьда нэда
- Система счета называют объединяющие слова (числа, которые обозначают количество или порядок предметов при счете. По значению имени числительного делятся на четыре основных разряда: количественные, собирательные, порядковые и разделительные.
Толыр,намгэ сян нгэва,сянимдей нгэвамда числительной ваданэ нюмдебада.
-Ненэй ненэця вадана числительной вада тет ян янгна : порядковой, количественной собирательной, разделительной.
-Маня тюку урокаханана порядковой тикахад количественной числительной тохоламбкува.
Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сян?сколько? Количественной числительной намгэ сян гнэван хэтыби,юнравадо сян?сколько?
Например: няхар”ты (три оленя,ю”халя (десять рыб).Количественные числительные делятся по составу на простые (2-сидя,3-няхар”,сложные (8-сидндет,9-хасава”ю) и составные (25-сидя ю”самлянг,96-хасава”юр мат”,132-юр”няхар”ю” сидя).
4слайд
В ненецком языке существует десятиричная система счета.
1-нопой,ноб 6-мат
2-сидя 7-си”ив
3-няхар 8-сидндет
4-тет 9-хасава”ю
5-самлянг 10-ю”
Названия чисел первого десятка от 11 до 19 образуются путем сочетания чисел первого десятка:11-юкад вата ноб” ,юкад вата сидя. Счет после 20 идет путём добавления к названию числа 20 названия соответствующего числа первого десятка :21-сидя ю” нопой,22-сидя ю”сидя и т. д. Названия круглых десятков от 20 до 80 выражаются названиями чисел первого десятка с добавлением слова ю” десять, десяток:20-сидя ю”,30-няхар”ю,40-тет ю”,50-самлянг,60-мат”ю”,70-си”ив,80-сидндет ю”.
Число 90 образуется путем сочетания названия числа хасава ю” десять со словом юр” сто, сотня:90-хасава юр”.По строению основ количественные числительные, так же как и имена существительные, делятся на два класса.
5 слайд
Склонение имён числительных 1 класса
И. п. Нопой Сидя Тет
Р. п. Нопой’ Сидя’ Тет’
В. п. Нопойм’ Сидям’ Тетм’
Д. п. Нопоян’ Сидян’ Тетн’
М. п. Нопойхана Сидяхана Тетхана
О. п. Нопойхад Сидяхад Тетхад
П. п. Нопойвана Сидявна Тетувна
Склонение имён числительных 2 класса
И. п. Няхар” Мат” Ю” Юр” Ёнар”
Р. п. Няхар’ Матад’ Юд’ Юр’ Ёнар’
В. п. Няхарм’ Матадм’ Юдм’ Юрм’ Ёнарм’
Д. п. Няхарт’ Матат’ Юрт’ Юрт’ Ёнарт’
М. п. няхаркана маткана юкана юркана ёнаркана
О. п. Няхаркад а маткад юкад юркад ёнаркад
П. п. Няхар”мана мат”мана ю”умна Юр”мана Ёнар”мана
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте. Порядковые числительные отвечают на вопрос сянимдей? который?
Порядковой числительной намгэ сянимдей нгэвамда вадена,юнравадо хурка?КОТОРЫЙ?
Порядковые числительные образуются от количественных путём добавления суффикса –мдэй(-мзэй).
Порядковой числительной,количественной числительныйхад надиберна суффикс
– мдэй-мзэй нядмяць
2. Актуализация знаний
-Нерденя манзаяю. Первое задание (на доске)
-Тюку предложениехена количественной няби порядковой числительной тарана юнраваха няслэйда.
-Сопоставим предложения с количественными и порядковыми числительными (по вопросам)
СЯН? «СКОЛЬКО?» Сянемдей? «Который (по счету) ?»
Си ив вадам падатара. Си^ивмдей вадам падатара.
СКОЛЬКО? Которое?
Семь слов записать надо. Седьмое слово записать надо.
количественное Си ив вадам падатара Семь слов записать надо СЯН? СКОЛЬКО?
порядковое Си^ивмдей вадам падатара. Седьмое слово записать надо СЯНИМДЕЙ?КОТОРОЕ?
--Тюку словосочетания манэкана, суффиксадо хурка? Хурка числительнойнгэ толы?
--Рассмотрим словосочетания, к какой группе числительных их можно отнести : нюртей мэва, нябимдей пеля, няхар яля, тетимдей та, самлянгумдей нара, мат сыв,си"ивмдей эре.
Перевод: первый раз, вторая часть, три дня, четвертое лето, пятая весна, шесть зим, седьмая осень.
-Нябимдей манзая. Второе задание.
-Тюку предложения луса вадавна падыда. Порядковой, количественной числительной хода, енахалъяда.
-Переведите на русский язык.
6 слайд
1.Ёнар хасуёнар сиивмдей янгня похона Великой Октябрьской революция ась.
2. Февраль ирий сидя ю няхарамдэй яля—Советской Армияна яля.
3. Май ирий нюртей яля—мал трудящийся праздник.
4. Ноябрь ирий сиивмдей яля мал демонстрациян ханта.
5. Нюртей мэва пыда школахана хая.
(Соясь-соядамзь)-родиться
(Я гума-янгумась)-умер
1. В 1917 году совершилась Великая Октябрьская революция.
2.23 февраля—день нашей Советской Армии.
3. День Первого мая—праздник всех трудящихся.
4.7 ноября все пойдут на демонстрацию.
5. Он пошел в нашу школу в первый раз.
-Теда манэнара,количественной порядковой,количественной тотрев,предложениехена определениенэ тара,определяемой существительной единственной числохона намды.
-Анализ предложений показывает, что числительные порядковые, как и количественные, обычно играют роль определений, а определяемое существительное стоит в форме единственного числа.
3. Физминутка.
4. Работа по теме
-Няхаромдэй манзаяма. Третье задание.
Просклоняем словосочетание –нябимдей ано «вторая лодка».
И. нябимдей ано
Р. нябимдей ано
В. нябимдей аном
Д. -н нябимдей анон
М. -тв. нябимдей анохона
О. нябимдей аноход
П. нябимдей ановна
-Тетюмдей манзая. Четвертое задание.
Тюку предложения ненэй вадавна падыда.
Например :Нюртей то. Первый пришел.
Переведите на ненецкий язык.
1. Мы ждем его третий день.
2. Эти рыбаки здесь живут вторую весну.
3. Шестой месяц вы работаете на нашем заводе.
4 .Ты это делаешь второй раз.
5 .24-й день его нет.
Перевод.
1. Маня няхарамдей яля сита атева.
2. Тюку ёртя нябимдей нара тюкона иле.
3. Матдамдэй ирий заводханана манзарада.
4. Пыдар нябимдей мэва тюкум сертабин.
5. Сидя ю тетимдей яля пыда я гу.
-Самлянгумдей манзая. Пятое задание.
-Порядковой числительныйхад количественной числительной сертада.
-Образуйте порядковые числительные от данных количественных : ня-хар^ самля г, сидндет,тет,самлянг.
Падара текстм. Точка ейнэ тарана вади падада.
Спишите текст. Вместо точек вставляйте нужные числительные.
Неделя.
(НЕРДЕНЯ).яляда—понедельник,. .
(НЯБИМДЕЙ)яляда— вторник,.
(НЯХАРОМДЕЙ)яляда—среда,.
(ТЕТЮМДЕЙ)яляда—четверг,. .
(САМЛЯНГУМДЕЙ)яляда— пятница,.
(МАТДАМДЭЙ) яляда—суббота,.
(СИИВМДЕЙ)яляда—воскресенья.
-Матдамдэй манзая. Шестое задание.
-Числительной вадавна падыда.
-Напишите прописью даты.
16 сентября,23 марта.
Перевод.
Сентябрь ирий матдамдэй я гня яля.
Март ирий сидя ю няхарамдэй яля.
5. Рефлексия.
-Тюку урокахана намгэ тохолоамбсава?
-Хурка числительной танява?
-Порядковой числительной юнравадо хурка?няби количественной?
6. Итог урока
-Урокахана хурка манзая хамзъяласа?
(какое задание больше всего понравилось)
-Хурка манзаян серта ямсада?
(какое задание для вас показалось трудным)
7. Домашнее задание.
II .Просклонять числительное нябимдей «второй».
-Манзая малева,лакамбой нэя,сава сёнзя нгэя!
-На этом наш урок заканчивается,досвидание,спасибо за внимание!