Елена Бондаренко
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Изменение личных местоимений по падежам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Изменение личных местоимений по падежам
Тип урока : Систематизация знаний
Цель: Развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж личных местоимений.
Планируемые результаты:
Темочки:
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Падежи
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: у каждого таблица склонений, индивидуальные карточки, карточки для игры, геометрические фигуры «ситуация яркого пятна», презентация.
Ход урока
1. Организационный момент:
У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке.
Продолжайте за мной:
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят).
Уши внимательно слушают и всё (слышат).
Голова хорошо думает. У нас всё получится!
А чтобы всё, что мы будем делать, получилось нам нужно:
(Дети читают на доске)
Давать определение
Выполнять задания
Перечислять признаки
Классифицировать
Выстраивать логические цепочки
Будем учиться слушать и слышать
2. Проверка домашнего задания.
3. Минутка чистописания
- открыли тетради, записали число классная работа
Прочитайте слова на доске, какие местоимения в каждом слове вы увидели? Выпишите эти местоимения.
семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.
4. Актуализация знаний:
Орфографическая работа. Записываем отгадки и комментируем, называя орфограммы.
На окраинах растёт,
Зиме ходу не даёт,
Молвят: красна – бьёт напрасно,
Скажут: бела бьёт за дело.
(вЕрба)
Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой весной и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
(ель)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
(скворец)
Один из первых он в саду,
Весною расцветает,
И сдержанною красотой,
Своею привлекает!
(нарцисс)
В ночь - мороз
С утра - капель,
Значит, на дворе.
(апрель)
Верба, ель, скворец, нарцисс, апрель.
-Как вы думаете, что объединяет все эти слова? (Это имена сущ. Объединены одной темой «весна» как можно сгруппировать эти слова с точки зрения им. сущ.)
Допишите к этой группе слов ещё слово весна объясните орфограмму.
-И действительно сегодня необычный урок, сегодня первый день весны и именно к этому слову мы сегодня чаще всего будем обращаться.
Сделайте фонетический разбор слова весна.
(ученик разбирает у доски)
(индивидуальная работа 5 учеников выполняют задание на карточках)
Придумайте предложение со словом «весна». (устно)
Можно ли все ваши предложения соединить в большой текст?
Но почему мы не можем считать этот текст, красивым?
Потому что повторяется слово весна в каждом предложении, а это не соответствует нормам русского языка. Для этого на помощь приходят местоимения, а что мы знаем об этой части речи? (ответы детей)
5. Самоопределение к деятельности:
Ручейки бегут быстрее.
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц март.
Спишите стихотворение. Определите части речи. Замените сущ. местоимениями и определите число и лицо или род.
Выполнив это задание, вы ещё раз подтвердили, что местоимение обозначает предмет, но не называет его.
6. Работа по теме урока :
«ситуация яркого пятна» или «группировка»
Обратите внимание на геометрические фигуры на доске. Что вы видите или, что можете рассказать об этих фигурах?
Группируем фигуры относительно: 1числа, 2лица, 3. -O-
Лицо
1л 2л 3л
Число
(мн) (ед)
Род
Ж. р м. р. ср. р
Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в (он) нём сирень. (А. Плещеев.)
Нужно ли нам изменить что-то в этом предложении?
Подводящий диалог к новой теме урока «Изменение местоимений по падежам»…
- Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся, от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
Обратите внимание на таблицы у вас на партах.
Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3 место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе.
Постановка учебной задачи:
- Сформулируйте задачи урока (Поупражняться в определении склонений и правописании личных местоимений, определении их грамматических признаков).
7. Физминутка
8. Закрепление изученного материала
Работа у доски
Поработайте с предложением, изменяя местоимение, в начальной форме поставив его в нужное склонение.
1. Мы молодой весны гонцы она (мы) нас выслала вперед.
2. Ласточка с весною в сени к (мы) нам летит. С (она) нею и солнце краше, и весна милей.
Ей, Ею, Ней, Нею – в творительном падеже словари русского языка допускают использование нескольких вариантов слова. Формы “ней, нею” употребляются только вместе с предлогами.
3. Лед трескался и ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между (они)ними.
Работа по учебнику упр. 130.
9. Игра: У вас на партах по 4 жёлтых карточки, используя таблицу, отгадайте местоимения, записывая их на карточках.
А) 1л., мн. ч., Р. п. (нас)
Б) 2 л., мн. ч., Д. п. (вас)
В) 3л., мн. ч., В. п. (их)
Г) 3 л., ед. ч., ж. р., Т. п. (ею)
10. Рефлексия
Какую тему мы сегодня изучали? (показать табл.)
- Что же такое местоимения?
- На что они указывают? Бывают 1,2,3 лица, ед. и мн. ч.
- Что вам понравилось на уроке?
11. Домашнее задание стр. 63. Упр. 132