Получи документы

Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе

наталья пичко
Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тип урока : исследование

Цель:

сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,

Задачи: повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

учебник,

толковые словари,

демонстрационные таблицы,

сюжетные картинки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Темочки:

- Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну.

2. Организация класса и цель детям.

- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

(Ответы детей).

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

- Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, задачники, толковые словари.

Исследовать тему мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана. Рисунок 1.)

Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

Мальчик-иностранец подобрал однокоренные слова и записал их. Назови лишнее.

Нос, носильщик, носатый, носик.

Докажи, почему это слово лишнее? (др. значение) Какое другое значение?

- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

- У вас открыт учебник. Посмотрите на упр. 299. Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.

- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?Л_нивый с_лач б_гун ст_рушка

Гр_знуля ч_стюля м_лютка х_трец

- А теперь реши орфографические задачи любым способом. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывай подчеркивать вставленную букву.

1 ряд – 1, 2 строку, 2 ряд – 3, 4 строку. Самостоятельно.

- Самопроверка. (На доске буквы – сравни - проверь себя) Е Я И И Е А А И

Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

Каллиграфия! - Внимательно посмотри на первую строчку в тетради и выпиши на поля сочетания букв, которые не получились.

Этап второй. “Объясни значения слов”.

- Попробуем решить орфографические задачи с помощью толковых словарей.

1 ряд – Б. ГЛЕЦ

2 ряд – Ч. РТЁЖНИК

- Прочитайте значения найденных слов.

- В первом случае объяснение значения слова быстро помогло решить задачу потому, что проверочное однокоренное слово уже слышим БЕГСТВОМ.

- Во втором случае нельзя сказать, что решили задачу по словарю. Поэтому мыслим дальше и подбираем сами однокоренное слово. (Специалист по черчению, он что делает? – ЧЕРТИТ чертежи)

Этап третий. “Информация автора учебника”

- Что же нам говорит автор учебника по этому поводу. (На странице 54 учебника первый раз каждый читает для себя, второй раз ученица читает вслух.)

В русском языке много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило. Рисунок 2., Дети читают ее вслух.

ФИЗМИНУТКА.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.

Ножками потопали 1, 2, 3.

Ручками похлопали 1, 2, 3

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи.

- Как будешь действовать, вставляя нужную букву? (Буду объяснять значение слова)

КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?

КОГДА ТАК НАЗЫВАЮТ?

КОГО ИЛИ ЧТО ТАК НАЗЫВАЮТ?

- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ)

- Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)

- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

Этап пятый “Проблемная ситуация”

Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографические задачи. Помогите ему! Что ему посоветуете (Рисунок 3)

(НАДО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ).

- Раск. лоть дрова, зак. литься на солнце.

- Пол. скать белье, пол. скать щенка.

- Зап. вать песню, зап. вать лекарство.

- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают ту пару сочетаний, которая понравилась.

- Взаимопроверка в парах. Проверь только это задание. Чей сосед не справился?

- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

Этап шестой “Работа корректора”.

На этом этапе вам предстоит править ошибки. На карточке слова написаны с ошибками.

Ваша задача записать слова правильно, перед каждым - устно доказывать выбор, решение.

- Самостоятельная работа в течение пяти минут. (Оценки по ходу работы комментирую ученикам).

- Проверяем! Два ученика зачитывают и доказывают вслух свой выбор.

Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Правило!

- Это и есть еще одна открытая нами тайна!

- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание. (для 1 группы задание на карточке)

Задание - Ты, наверное, догадаешься почему люди дали такие названия. А если поймешь это, то правильно напиши корни слов и устно объясни выбор букв. Р_ка (В, в)_ртушинка

Оз_ро (З,з)м_инка

Д. _еревня (С,с)_сновка

Яичница-гл_зунья

Шапка-нев_димка

К_фейник

Для 2 группы:

Задание – Что делают люди этих профессий, где работают? Объясни значение слов, а потом запиши их.

В_дитель

Стр_итель

П_сатель

Ч_ртёжник

П_чтальон

Л_сник

Оценивание.

Итог урока.

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе
Опубликовано: 9 июня 2022 в 16:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку «Однокоренные слова» во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем наталья пичко (УИ 888357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД