Грубова Татьяна Васильевна
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с ОВЗ «Сочинение-описание картины Н. Крымова «Зимний вечер»
▼ Скачать + Заказать документы
Р/Р. Сочинение-описание картины Н. Крымова «Зимний вечер».
Предмет: русский язык
Класс : 6а
Цели: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов. Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.
Публикация «Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с ОВЗ „Сочинение-описание картины Н, Крымова „Зимний вечер“» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русский язык, 6 класс
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Задачи:
Предметные: помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника;
Метапредметные: активизировать лексику по теме «Описание природы»;
Личностные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Планируемые результаты:
-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
-регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
-познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
-коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, уметь согласовать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
- предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 минута)
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. A с каким настроением пришли Вы? (показывают смайлы)
Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сочинению-описанию картины.
И прежде, чем приступим к работе, каждый для себя на листе достижений поставьте цели, которые вы хотели бы сегодня достичь (лист достижений).
Опрос нескольких учащихся
- Итак, цель нашего урока – познакомиться с картиной и описать ее в сочинении.
1. Актуализация знаний. (4 минуты) (1слайд)
Для начала, давайте вспомним:
-Какие типы речи вы знаете (повествование, описание, рассуждение).
-В чем особенность описания, как его отличить от других типов речи?
-Что можно описывать?
-Какая часть речи используется при описании?
2. Обратимся к искусствоведению. Поскольку мы описываем картину, давайте выясним:
-Какие художественные термины вам известны? (художник, живописец, картина, репродукция, полотно, шедевр, живопись, пейзаж)
-Какие жанры живописи вы знаете?
(пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).
1. Обучающиеся отвечают на вопросы
1. Слово о Н. Крымове. (Заполняют карточки, потом проверка и обсуждение). (5 минут)
Замечательно! Сегодня мы с вами будем описывать картину Н. Крымова «Зимний вечер», но сначала давайте познакомимся с художником. Ребята, перед вами карточки с фактами из биографии художника. Ваша задача по ходу рассказа заполнить их, указав, какие события из его жизни связаны с перечисленными фактами.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Н. Крымов отлично закончил училище. После окончания училища Н. Крымов принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Н. Крымов любил русскую природу фанатически. Благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности, он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он вылил все это в длинном ряде картин, отразивших искания целого поколения… Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа…
1. Работа над репродукцией Н. Крымова «Зимний вечер» (5 минут)
A теперь перейдем к творчеству пейзажиста. Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Подберите ряд вопросов, которые помогут нам проанализировать данное произведение (Фон- музыка «Приход весны»).
Обучающиеся предлагают свои варианты вопросов и ответы.
-Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?
(Природа).
-Какое впечатление производит на вас эта картина? Почему?
-Какое время года изображено на картине, время суток? Почему вы так считаете?
-Что мы видим на картине?
-Какова композиция картины? (передний план, центральная часть, задний план)
Ребята, в литературе у нас главные герои, a как вы думаете, как будут называться герои картины? (образы).
(перечисляются образы, созданные живописцем: дома, снег, деревья, небо)
Все верно. Художник рисует красками, a чем будем рисовать мы? Нам с Вами предстоит собрать материал для нашего будущего сочинения. Вам необходимо подобрать изобразительно-выразительные средства к различным образам этого полотна. Какие художественные средства вы знаете? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
Вы будете работать в группах. Каковы правила работы в группах? У каждой группы будет свое задание. Подбор рабочего материала. (5 минут)
I группа Обучающиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «снег».
II группа изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья»
III группа Обучающиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Дома»
IV группа Обучающиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо»
V группа Обучающиеся работают над тем, какие краски использовал художник Отчет обучающихся, запись рабочего материала. Оцениваю работу группы смайлом. Каждый ученик ставит отметку за свою работу в лист достижений.
1. Физкультминутка (2 минуты).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
1. Продолжение Работы над репродукцией Н. Крымова «Зимний вечер» (3 минуты).
Мы немного отдохнули, a теперь давайте продолжим нашу работу. Из выразительных средств, данных на карточках, выберите те, которые соответствуют картине (карточки).
Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь снежного поля; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; коричневые краски; игра теней на стволах и ветвях деревьев; деревья задумчиво молчат; тенистый уголок леса; серое небо; ощущение умиротворенной тишины.
1. Составление плана (5 минут)
Ребята, a теперь давайте составим план. Из каких пунктов состоит традиционный план? (Вступление, основная часть, заключение).
План:
1. Вступление
2. Основные образы:
(передний план)
(центр. часть)
(задний план)
Небо (задний план)
Какие краски использовал автор
3. Заключение. Почему картина названа «Зимний вечер»? Какое впечатление она вызывает у вас?
Попробуйте составить связный текст, опираясь на план. Чтение вариантов (если будет время).
1. Рефлексия (3 минуты).
-Молодцы! Вы справились с заданием. В начале урока каждый из вас ставил перед собой определенные цели. Отметьте в «ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» чему вы научились (в таблице «Я научился»).
Выслушиваю ответы нескольких учеников.
- С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? (Ученики поднимают смайлы).
11. Домашнее задание (2 минуты) : дописать сочинение.