Тюко Светлана Павловна
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Дикие и домашние животные»
Тема: «Дикие и домашние животные».
Тип урока : изучение нового.
Цели урока : дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека; развивать память, внимание, речь; воспитывать бережное отношение к животным; отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру во 2 классе „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты урока :
Предметные:
• формировать представления детей о диких и домашних животных, условиях их жизни, питании, заботе о потомстве и строительстве жилищ;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и • домашних животных;
• воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Метапредметные:
Регулятивные:
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• учить понимать заданный вопрос,в соответствии с ним строить ответ в устной форме; • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Коммуникативные:
• формировать умение работать в паре и группе; • учить договариваться, приходить к общему мнению.
Личностные:
• формировать интерес к учебному процессу; • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
• учиться выражать свое мнение; • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Оборудование:
Демонстрационные карточки с животными и их детенышами, презентация, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, фишки на каждого ученика
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звенит для вас звонок, Начинается урок Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись.
II. Актуализация знаний
— Закончите предложения.
• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют. (плодовыми).
• Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют. (кустарниками).
• Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна, называют. (зерновыми).
• Растения, из которых получают волокна, называют. (прядильными). Это лен, хлопок.
• Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные. (деревья).
• Растения, которые выращивает человек, называют. (культурными).
• Помидор, огурец —. (травянистые) растения.
• Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют. (декоративными).
• Лук, чеснок, капуста, картофель — это. (овощные) растения.
— Кто может рассказать легенду о растениях?
III. Самоопределение к деятельности
— Молодцы, так много узнали о растениях. —А о ком мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
1) Ест траву, жуёт, молчит… 1) В гору бегом
А потом полдня мычит: С горы кувырком (заяц)
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (корова)
2) Хвост крючком 2) Этот зверь тебе знаком,
Нос пятачком (свинья) Ест мышей, пьет молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных (еж)
3) Хозяин двора. 3) С веточки на веточку
Дом – конура. Прыгает, резвится,
Виляет радостно хвостом Ловкая, проворная,
Но чужака не впустит в дом. (собака) А не птица. (белка)
— О ком мы будем говорить на уроке? (о животных)
— А вы знаете значение этого слова?
Животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться.
1. На какие две группы можно разделить всех животных?
2. Определите тему сегодняшнего урока.
— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника.
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа, работа по учебнику
— Каких домашних животных вы знаете? -
— Каких диких животных вы знаете?
Дикие животные живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за потомством.
— А как появились домашние животные?
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
— Чем домашние животные отличаются от диких?
— Рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. Какие животные на нем изображены? (Ответы детей.)
— Отметьте красными фишками диких животных, а желтыми — домашних. (Проверка в парах.)
— Что вы можете рассказать об этих животных? (Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1, 2 (с. 26).
3. Беседа, работа по учебнику (с. 73.)
— Какие дикие животные водятся в нашем крае?
— Каких домашних животных разводят в нашем крае?
— Для чего человек выращивает домашних животных? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)
— Как человек заботится о животных? (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)
4. Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах. Как нужно работать в группе? (ответы детей)
Я предлагаю вам такую работу, где вы всей своей группой соберёте по три карточки животное, его дом где он обитает, и чем он питается.
(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)
СОБАКА – БУДКА – КОСТОЧКА
ПЧЕЛА – УЛЬЕ – МЁД
КОРОВА – ХЛЕВ – СЕНО
БЕЛКА – ДУПЛО – ШИШКИ
КОШКА – ДОМ – МЫШКА
МЕДВЕДЬ – БЕРЛОГА – МЁД
А теперь попрошу вас составить предложения по этим карточкам. Например: пчела живёт в улье и даёт мёд.
(Дети говорят свои предложения)
5. Закрепление изученного материала.
Игра «Родитель — детёныш». Я вам показываю картинку взрослого животного, вы называете его детеныша.
Игра «Кто что ест?» Я вам показываю животного, а вы отвечаете, что они едят.
Игра «Лишнее животное» Я вам называю четыре животных, а вы говорите, какое из них лишнее.
Игра «Кто мог дать такое объявление?» «Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне!» «Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!»
«Помогу всем, у кого сломался будильник!» «Прошу разбудить меня весной, приходить с мёдом»
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Наклоны вправо и влево.)
Больше спать не захотел.
(Наклоны вперед и назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
— Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит по картинке одного животного, и вы должны сказать какую пользу приносит это животное. (дети готовятся и отвечают)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках.
Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок.)
Мед на зиму припасла
Работящая. (пчела).
Подсчитано: чтобы приготовить 100 г меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков! И доставить этот напиток богов в улей около 15 тыс. раз. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда за взятком пчелы летают и за 8 км, тогда их путь туда и обратно составит 45 тыс. км! Больше длины экватора! И весь этот гигантский труд для приготовления всего 100 г меда!
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба.)
— Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя? (Карпа.)
Карп — одна из рыб, распространенных по всему земному шару. Живут карпы в прудах и озерах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Греки не зря так назвали эту рыбку: карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок.
Карпы малоподвижны и прожорливы. Неудивительно, что они быстро растут. Хотя карпы рыбы крупные: вес их достигает нескольких килограммов, им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов - было бы достаточно еды.
Карп — культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. За многие века люди создали разнообразные породы карпа: есть карпы чешуйчатые, зеркальные (у них чешуя редко разбросана по телу) и голые — совсем без чешуи. Сейчас карпов разводят во многих хозяйствах.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендами о растениях. Оказывается, легенды о животных тоже существуют.
— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.
— О каких животных вы прочитали? (О кошке и жаворонке.)
— Что вас удивило? Что особенно понравилось, запомнилось? (Ответы детей.)
(Далее учащиеся читают рассказ «Солнышко» в книге «Зеленые страницы», обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы учебника к рассказу (с. 75).)
— Придумайте сказочную историю о диком или домашнем животном.
(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом.)
VII. Рефлексия
У меня на доске дерево. Если на уроке вы узнали много нового, приклеиваете зеленый листочек; если вам было интересно - желтый; если вам было на уроке неинтересно, то красный.
VIII. Подведение итогов урока
— Мы сегодня много с вами говорили домашних и диких животных. Узнали как появились домашние животные и многое другое. Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?
— Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)
— А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)
Человек - часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь - интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 26—27, в рамке).
2. Найти другие легенды о животных.