Афанасьева Кристина Васильевна
Конспект урока по музыке «Ночной пейзаж»
▼ Скачать
Дети входят в класс под Ноктюрн ре-бемоль минор Фредерика Шопена.
У: - Здравствуйте, ребята. Я рада снова вас видеть.
- Ребята, вы сейчас вошли в класс под удивительную музыку великого польского композитора. Его называли самым романтичным и поэтичным композитором 19 столетия, ещё его называли «душой фортепиано». Может кто-нибудь назовёт его имя?
Дети: Фредерик Шопен
Слайд №1
У: - Да, это Фредерик Шопен, а как называется музыка, которая сейчас только что прозвучала, с ней мы познакомились на прошлом уроке?
Д: Это «Ноктюрн» ре – бемоль минор.
Публикация «Конспект урока по музыке „Ночной пейзаж“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
А может кто-то из вас знает как переводится это слово, что оно обозначает? Ноктюрн - это ночная песнь. А как вы думаете, о чём может быть эта песня? (о любви)
- Да, ребята, мы ясно видим в этой музыке как сердце певца волнуется, трепещет, страдает, негодует, озаряется надеждой. Нам важно о чём рассказывает эта музыка, за несколько минут мы смогли раскрыть тайны человеческой души, духовный мир человека, и конечно, самого композитора, который писал эту удивительную музыку, посвящённую свое возлюбленной.
Слайд №2
Тема нашего урока «Ночной пейзаж».
Слайд №3
Эпиграфом к нашему уроку будут слова художника большого дарования и трагической судьбы Алексея Саврасова:
«Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Слайд №4
• Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной.
• Ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом.
Сейчас я вас хочу познакомить ещё с одним музыкальным фрагментом Фредерика Шопена, это «Ноктюрн» си – бемоль минор.
Слушание фрагмента Шопен Ф. Ноктюрн, Си-бемоль минор, оп. 9, №1
- А сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением.
Слайд №5
Услышав это произведение, русский композитор и критик Цезарь Антонович Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении».
Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора.
- И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение?
Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Роберт Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал».
- А что такое карнавал?
Выслушиваю ответы детей.
Слайд №6
Карнавал - праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.
Но что же это за карнавал, без людей в смешных костюмах и масках, без карнавальных шуток, тайн, загадок. И всё это рисует нам рояль.
- Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки - может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья.
Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин.
Послушаем 2 пьесы Роберта Шумана «Пьеро и Арлекин»
Слайд №7
Слушание «Пьеро» и «Арлекин»
Кто может рассказать характеры этих героев? (ответ детей, учитель их дополняет)
Пьеро - это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что-то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких.
Ну а ещё он философ - любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации.
Ну а там где Пьеро - там и Арлекин! Арлекин - насмешник и весельчак, весь в движении, живая. Лёгкая, чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро.
Роберт Шуман был удивительным мастером музыкального портрета. Его называли музыкальным психологом, он очень четко умел схватывать одним штрихом самое главное в облике человека, в его настроении и чувствах. Вот и сейчас музыка создала очень точные образы Арлекина и Пьеро.
- Мы с вами слышали масок, а что же мы услышим сейчас? Маску или реально существующего человека и почему вы так думаете? (слушание, ответ детей)
Слайд №8
Слушание Шуман – Карнавал «Эстрелла»
У: Так, что же мы с вами услышали маску или реально существующего человека и почему вы так думаете?
Д: - Конечно, это живой человек. В описании этого облика Шуман вносит теплоту, глубину чувств, искренность. И очень трудно сказать, что это выдуманная маска.
У: - Кого же с такой любовью мог описать композитор? (свою девушку)
- В карнавале Эрнестину зовут Эстрелла. Живая, решительная и в тоже время нежная и изящная. Она очаровательна эта девушка. Такой её видел в то время композитор, такой он и нарисовал в музыке.
- А этого человека, я думаю вы узнаете с лёгкостью, тем более, его знает весь мир.
- Музыка такая человечная и перед нами прямо встаёт портрет Шопена, вспомним его музыку, она созвучна с его ноктюрнами.
- Чтобы вам были понятны 2 следующие пьесы. Вам нужно знать, что Шуман был ещё и замечательным музыкальным критиком. Когда он писал свои статьи в «Новую музыкальную мысль», высмеивал дурной вкус, пошлость в искусстве, дешёвые успехи или же наоборот давал свои положительные рецензии. Он подписывался то Эвзебит, то Флорестан. Иногда они были резки и вспыльчивы, иногда поэтичны и легки. Кто по вашему мнению Флорестан, а кто Эвзебит?
Слайд №9
Слушание Роберт Шуман «Эвзебий» и «Флорестан»
У: Шуман был личностью противоречивой: мятежный дух, истерия, напряжённая борьба переходит вдруг в такую мечтательность, порой даже меланхолию. Эвзебит и Флорестан были псевдонимами Шумана. Сейчас вы услышали портрет самого композитора, написанного самим автором.
- Вот о чем всегда говорил и писал Шуман и этим он завершил свой карнавал.
- Ребята, сейчас мы подошли к самому главному, к какой музыке лёгкой или серьёзной отнесёте это произведение? (к серьёзной)
- А как же тогда быть с лёгкими смешными пьесами, такие как «Пьеро и Арлекин»? Да и само название «Карнавал» подразумевает что-то несерьёзное.
- В музыке, как и в жизни, есть место как веселью так и серьёзным чувством, т. е. серьёзное и лёгкое ходят в жизни рядом.
- И в жизни, как и в творчестве, не бывает лёгких дорог. Настоящий человек и художник в течение своей жизни постоянно преодолевает препятствия, чтобы стать настоящим человеком и художником.
Закончим наш урок песней «Экипаж – одна семья».
Вокально – хоровая работа над песней «Экипаж – одна семья»
Слайд №10
1. Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Маяки нужны и нужен нам локатор,
А ещё нам верные нужны ребята.
Припев: И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против-
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.
2. Нам для службы на море нужны походы,
И приветы из дому в далёких водах,
И чтоб не терять минут свободных даром
Нам, конечно, в кубрике нужна гитара.
Припев.
3. Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина - Россия.
Припев.