Захарова Екатерина Александровна
«Наша Родина — Россия». Конспект урока по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н. А. Добролюбов.
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» В. Г. Белинский
Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
«Наша Родина - Россия»
Миссия педагога – не только обучение и развитие интеллектуальных способностей ученика, но и воспитание его патриотом страны,
разделяющим наши традиционные ценности.
Цели и задачи:
• Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице;
• Закреплять и обобщать знания детей о символах России;
• Познакомить детей с основными неофициальными символами России;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице;
• Учить рассказывать о достопримечательностях города;
• Воспитывать чувство патриотизма;
• Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Учитель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. А вы хорошо знаете свою Родину? Хотите это проверить? Тогда я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и усовершенствовать свои знания. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Повторяйте за мной:
Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома.
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля-
Это Родина моя!
Учитель:
- Кто сможет показать схематично при помощи кругов, что такое наша Родина, наша Малая Родина?
(Ребёнок берёт 3 круга: большой синий, поменьше – розовый, самый маленький – жёлтый и кладёт их по порядку один на другой с пояснениями, что синий круг — это наша планета Земля, розовый – страна Россия – наша большая Родина, жёлтый – город, в котором мы родились и живём – наша малая Родина.)
Давайте пройдем на стульчики.
Учитель:
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как она называется? (Россия).
- А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная.) - Россия - наша Родина.
- Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
Учитель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение (читает ребенок):
Великую землю, Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Учитель:
- Родина — это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со своими улицами и парками.
- А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
- А кто знает, какие народы населяют Россию? Все мы – жители России – россияне, но народов России проживает великое множество. Назовите, какие знаете вы?
(Татары, мордва, ингуши, якуты, башкиры, буряты, чукчи, калмыки, чуваши, коми, нанайцы, ненцы, дагестанцы, кумыки, чуваши, удмурты, чеченцы)
- Кто сможет рассказать о каком-либо народе? (Рассказ ребёнка о татарах).
- Как вы думаете, на каком языке говорят в нашей стране все народы? Он же государственный язык Российской Федерации. (Русский).
- Правильно, у каждого народа есть свой язык, но на русском языке говорят все люди в России, на русском языке заполняются официальные документы.
Учитель:
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Назовите их. (Ответы детей)
-Дома и стены помогают.
-Всякому мила своя сторона.
-Родная землица и во сне снится.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
-Если народ един, он непобедим.
-Кто за Родину горой - тот и герой.
-Береги землю родимую как мать любимую.
-Одна у человека мать - одна и Родина.
-Человек без Родины, как соловей без песни.
Учитель:
- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
- Кто сможет показать на карте границы России? (Показывают)
Послушайте стихотворение о том, какая наша любимая Россия – Родина.
Россия - любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: "В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда!"
А мальчик из Сочи задорно хохочет:
"Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!"
И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!
- Давайте посмотрим на карту ребята.
Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на самолёте лететь более половины суток. И сегодня я предлагаю путешествие по России.
- Ребята, а на чём можно путешествовать? Мы с вами отправимся в путь на поезде. Занимайте места в вагоне (звучит музыка).
Станция №1
Учитель:
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны как называется? (Столица).
- Ребята, как называется столица России? (индивидуальные ответы детей) -А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение (читает ребенок):
Москва — это Красная площадь,
Москва — это башни Кремля,
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.
Учитель:
- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент)
- Президентам нашей страны является.? (В. В. Путин)
- А кто избирает президента? (народ)
Станция №2 «Знаки и символы»
Воспитатель: Вторая наша станция называется “Знаки и символы
- У всякой страны есть три обязательных официальных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.
- Какие это символы? (Флаг, герб, гимн).
- Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Битва за стяг была особенно ожесточённой, если удавалось его захватить, то войско считалось побеждённым. Если стяг падал, то это означало поражение войска в этом месте битвы.
Гордо развевающиеся на ветру стяги были обязательной частью военных походов. Они укрепляли боевой дух воинов и помогали издалека отличить своих от чужих. В XV в. начинает входить в употребление название «знамя». Старинные знамёна пышно украшали, они горели на солнце золотом, серебром.
- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная).
- А кто из вас расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение (читает ребёнок):
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Вот герб нашей страны. (Показывает воспитатель). Давайте рассмотрим его. Что вы видите на гербе. (Рассматривание.) Кто может рассказать стихотворение о гербе?
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Учитель:
- На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской территории нашей страны.
В центре орла — всадник воин-змееборец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России и важных официальных документах.
Учитель: А что же такое - гимн?
— Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а также во время спортивных соревнований, при награждении наших героев и спортсменов наградами. Гимн слушают стоя. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт С. Михалков. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. (Показать фото С. Михалкова). Послушаем отрывок.
Слушание отрывка Гимн