Ксения Кузнецова
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по теме "Грибы»3 класс.
Автор: Кузнецова Ксения Владимировна
Тип урока – комбинированный урок
Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.
Задачи:
1)сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;
2)расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;
3)создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;
Публикация «Конспект урока окружающего мира в 3 классе „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4)способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;
5)развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;
6)воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.
Методы работы
1)объяснительно-иллюстративный;
2) метод проблемного изучения нового материала;
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Необходимое оборудование и материалы
1. Матвеева Н. Б. М. С. Котина, Т. О. Куртова Учебник Живой мир. 3 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
2. Кукла Лесовичка.
3. Двусторонние сигнальные карточки.
4. Компьютер, проектор, экран.
5. Слайды с животными, питающимися грибами.
6. Видео для детей «Ядовитые грибы».
7. Иллюстрации с изображением лесных съедобных и ядовитых ягод, съедобных и ядовитых грибов, деревьев, корзины, ели.
8. Карточки со словами: съедобные, ядовитые.
9. Муляжи грибов.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.
2. Актуализация.
Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)
А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать необычный герой. Знаете ли вы кто это? (Это старичок - Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает.)
3. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами изучили лесные ягоды. Давайте вспомним, а на какие 2 группы мы их можем разделить?
1) Игра “Найди ягодку”
Сейчас 2 человека выйдут к доске. Лесовичок приготовил задание: вам нужно будет выбрать из всех предметов, только ягоды
2)Верно, не верно
Перед детьми лежат два кружка – зелёный и красный. Я буду читать предложения. Если то, что я называю верно, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок. Если неверно, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок. Будьте внимательны.
Давайте проверим, правильно ли они справились с заданием? Если да, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок, если нет, то – КРАСНЫЙ.
1. Можно собирать незнакомые ягоды!
2. Нельзя собирать ягоды, растущие возле дорог, вблизи свалок!
3. Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.
4. Можно есть грязные ягоды с куста.
5. Собирать ягоды только со взрослыми.
6. Из лесных ягод варят суп.
7. Малину применяют при простуде.
8. При отравлении нужно срочно обратится к врачу.
9. Ядовитые растения можно трогать руками.
10. Ядовитыми могут быть ягоды, стебли, листья и корни растения.
Вывод: ребята молодцы, теперь я и Лесовичок видим, что вы знаете, как выглядят лесные ягоды.
4. Постановка темы урока. Проблемная ситуация.
Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку:
В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка. (гриб)
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о грибах)
-Сегодня на уроке мы с Лесовичком отправимся в грибное царство и узнаем, что такое грибы, как правильно собирать их и какую опасность они могут таить в себе.
- Старичок - Лесовичок просит вас быть внимательными и в конце урока ответить на вопрос: Грибы – это враги или друзья?
5. Основная часть урока.
Грибы это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство – грибов.
-А нужны ли человеку грибы? (Да, нужны)
-А для чего? (Человек использует грибы в качестве пищи)
-Как называют людей, собирающих грибы? (грибник).
-Настоящему грибнику надо много знать.
-Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится лось, сороки.). ПОКАЗ СЛАЙДОВ
Вывод: как вы считаете, грибы для животных будут друзьями или врагами?
6. Физкульминутка
- Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.)
-Лесовичок просит вас помочь ему расселить грибы под деревья. Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.
(Дети расселяют грибы под деревья)
1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я….(подосиновик).
-Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)
Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».
2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)
У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.
3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые (лисички).
-Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)
Окраска гриба ярко-желтая. Под шляпкой есть пластинки, похожие на складки.
4. Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)
-Под каким деревом прячутся маслята? (Под сосной).
Такое название они получили за скользкую, маслянистую шляпку. Цвет шляпки коричневый.
5. Волнистый гриб волнуется,
Под елью красуется,
Похожий на ракушку
Зовется он … (волнушка).
Главное отличие этого гриба – розовая шляпка с небольшим углублением в центре, края завернуты к низу.
6. Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
-На чем растут опята? (На пнях деревьев).
Название «опята» возникло вследствие произрастания грибов. Цвет шляпки коричневый, в центре шляпка более светлая.
7. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора -. (Боровик - белый второе название гриба).
-Где же, он растет? (Растет под елью).
У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным.
- Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать одним словом? (съедобные).
-Давайте вспомним, о чем нас в начале урока спрашивал Лесовичок: грибы это друзья или враги? (Друзья, т. к. человек использует грибы в пищу).
- Лесовичок спрашивает вас: ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? (Нет, есть и ядовитые грибы).
-Почему грибы называют ядовитыми? (Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека).
У грибов есть также много грибов - двойников. И чаще всего они ядовитые.
Видео для детей «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ» (1.12-6.09)
-Названия каких ядовитых грибов вы запомнили из фильма?
Вывод: Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.
-А в этом случае грибы – это враги или друзья? (Враги, т. к. можно ими отравится и друзья, т. к. ими питаются некоторые животные).
7. Работа с учебником.
-Приходилось ли вам когда-нибудь собирать грибы? Как вы это делали (ответы детей).
- Найдите с. 77 в учебнике.
- (Учитель) читает текст сверху «Как правильно собирать грибы».
-Запомнили? А сейчас Лесовичок приглашает вас на грибную полянку и хочет, чтобы вы показали ему как правильно собирать грибы. (2-3 ученика выходят и показывают, как правильно нужно собирать грибы с проговариванием).
Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, то в наших лесах будет много грибов.
8. Закрепление изученного.
А) «Собери грибы в корзинку».
Перед вами на доске корзинка и елка.
-Вы по цепочке выходите к доске, берете гриб, если он съедобный, кладете его в корзинку, если ядовитый, оставляете под елкой.
Б) «Творческое задание раскрась мухоморчик»
Мы с вами говорили, что есть съедобные грибы и ядовитые, мухомор — это ядовитый для человека гриб, но многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится лось, сороки.
И сегодня мы с вами, выполним ещё и творческое задание, раскрасим мухоморы, которые сделали на уроке труда.
Вывод: Молодцы, вы справились и с этим заданием.
9. Подведение итогов.
- Где растут грибы?
- На какие две группы можно разделить грибы?
- Названия каких грибов вы запомнили?
-Как правильно нужно собирать грибы?
- Лесовичок напоминает вам вопрос, который задавал в начале урока: Грибы – это враги или друзья? (Грибы надо знать. Тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью).
Вывод: Лесовичок уверен, что, находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет.
10. Рефлексия.
Давайте покажем Лесовичку грибы, которые лежат у вас на парте. Кому на уроке было интересно, и он узнал что-то новое – поднимите грибок, который улыбается. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, поднимите грустный гриб.
11. Домашнее задание.
А в ответ Лесовичок вам дарит волшебные грибки, которые вы найдете в своем дневнике, но они не простые, а с сюрпризом. На них написано домашнее задание: стр. 76-77 пересказ. Придумать свои загадки о грибах.
- Спасибо за урок.