Алёна Питченко
Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока обучения грамоте.
Тема: Звуки [ф - ф’], буква Ф.
Цели: создать условия для:
- ознакомления со звуками [ф'],[ф'] и их обозначением буквой ф, обучения чтению слогов, слов с буквой ф; совершенствования звуко-буквенного анализа.
- формирования чувств товарищества, взаимопомощи,
Публикация «Конспект урока обучения грамоте „Звуки [ф]-[ф’], буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- развития речи детей, логического мышления, навыка фонематического анализа слов, внимания, памяти, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, касса букв.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие, различать печатный и письменный заглавный и строчной вариант написания букв; читать слова, предложения с изученными буквами; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) :
Познавательные: общеучебные –усвоение понятий звук и буква, овладение умением бегло и осмысленно читать, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова, использование алгоритма работы.
Регулятивные: корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учётом возникших трудностей и ошибок,осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Постановка учебной задачи. Найдите потерявшуюся букву
иалка, конета, онарик.
- Что общего в этих словах?
- Какая же буква потерялась?
- Произнесите звуки, которые она обозначает в этих словах.
- Какая же тема нашего урока?
- Чему мы должны научиться на этом уроке? При ответе опираемся на слова-помощники:
* познакомимся…
* учимся отличать…
* учимся читать…
Также нам поможет наш учебник, откройте страницу 71 и посмотрите, на какие вопросы нам надо найти ответы?
Обозначают предметы, 3 слога, 2слог ударный
Ф
Звуки[ф],[ф'], буква ф
Познакомимся с буквой ф
Учимся отличать её от других букв.
Учимся читать слоги и слова с буквой ф.
Звук Ф согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
2. Планирование учебной деятельности. Вспомните, по какому плану мы с вами изучаем буквы? Как вы думаете, что нужно сделать сначала?
1) (посмотрим зрительно)
2) (исследуем звук)
3) (конструирую букву)
4) (прочитаю слоги)
5) (читаю слова)
6) Читаю текст
7) (проверяю и оцениваю себя)
Отвечают. строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы - К
3. Решение учебной задачи.
1) Работа над образом буквы.
2) Выделение и анализ звука.
3) Фонетические упражнения.
4) Чтение слогов
5) Чтение слов
6) Работа с текстом
Итак, начнём с первого пункта нашего плана. Какую задачу будем решать? Где мы можем найти букву? Смотрите на неё внимательно и подумайте, на что она может быть похожа?
1. Всем известно, без подсказки,
Буква ф как ключ из сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
(показывает Золотой ключик)
2. Федя ходит руки вбоки,
Видно, выучил уроки.
(показывает походку Феди)
3. Филин – два огромных глаза
Букву ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд
Словно фотоаппарат.
(показывает картинку филина и фотоаппарат)
Итак, на что может быть похожа буква ф?
Переходим ко 2 этапу. Отгадайте загадку:
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Итак, давайте посмотрим схему этого слова в учебнике и проверим, верна ли она, а то вдруг авторы учебника могли ошибиться.
Как мы можем охарактеризовать звук ф в этом слове?
А сейчас давайте поиграем в хоккей. Поставьте на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду произносить слова. Если в них есть звук Ф, то вы должны пропустить его через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить шайбу. Шайбой у нас будет слово, в котором нет звука ф. Как только я попробую забросить шайбу, т о захлопывайте ворота.
Итак, приготовились, начинаем:
Фонарь, шапка, шарфик, фонарик, цветок, бантик, гольфы, розы, конфеты.
На стр 71 посмотрите на слоги. Какие слоги будем читать мягко? Почему?
Прочитаем слоги. Какие слова вы можете подобрать с этими слогами?
Обратимся снова к нашему плану. Что будем делать далее? Как вы думаете, где мы можем читать слова?
Итак, сколько слогов в первом слове? Как узнали? Прочитайте первый слог. Второй слог, третий слог. Прочитайте слово целиком. (аналогичная работа проводится со словами телеграф, ферма, асфальт, фотография, фабрика, флаг, флот; если детям непонятно значение слова, то объясняю)
Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?
Прочитайте слово, где букв больше, чем звуков. Почему?
Прочитайте слова с ударным 1 слогом.
Прочитайте односложные слова.
Прочитайте оставшиеся слова.
Посмотрите текст на стр 71. Как вы думаете. что это? Почему так решили?
Найдите зрительно букву ф. В каком слове она встретилась? Прочитайте его.
Что значит флаги? Как нам может помочь рисунок при ответе на данный вопрос?
Прочитаем
Посмотреть букву зрительно.
Отвечают.
На ключик, на человека, который сделал рукм вбоки, на филина.
Шарф
Проверяют.
Согласный, глузой. Твёрдый.
Играют.
Фе. Фи, Фё, потому что после ф стоят буквы и, е, ё.
Отвечают.
Читать слова.
В учебнике.
3, по чёрточкам.
Те, ле, фон.
Телефон
Читают, обводят букву ф в кружок.
Фотография, я после гласной дает 2 звука
Асфальт, ь звука не обозначает
Ферма, фабрика
Флаг, флот
Читают.
Отрывок из стихотворения.
Флаги.
Флаги на кораблях.
овладение умением бегло и осмысленно читать, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова, использование алгоритма работы- П.
научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие); читать слова, предложения с изученными буквами – Пр.
4. Рефлексия по уроку (самооценка) А теперь возьмите листочек.
*
а п л т н г ф д а ц у е в д ы ф и т х н к
п б ф н е в ы д э ф ж т е к у м и с я ф
O O O O O
1. Там, где звездочка, напишите букву, с которой мы познакомились на этом уроке.
2. У вас написаны буквы. Зачеркните только ту букву, которую мы сегодня изучили.
3. Я вам продиктую слова. Если в слове мягкий звук [ф'], то кружок закрасьте зеленым, если твердый звук [ф ]– синим.
Флажок, шофёр, светофор, буфет, кофта.
- А теперь проверьте, у вас должна быть написана буква ф. Поставьте +, если у вас такая же.
- Сосчитайте, сколько букв вы зачеркнули. Если вы зачеркнули 5 букв, то поставьте +.
- Посмотрите на доску. Кто раскрасил кружки так же, поставьте +. (O O O O O)
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
Вернёмся к нашему плану. Посмотрим, выполнили ли мы его.
- Оцените свою работу на уроке.
- Всё ли вам удалось?
- В чём испытали трудность?
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы. применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют – Л.