Евгения Зайнитдинова
Конспект урока обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
№ этапа, этап урока. Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты совместной деятельности, УУД
1. Организационный этап. Цель – Настроить детей на предстоящую деятельность - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Приветствуют учителя. Формирование мотива к учению, формирование элементарных навыков этикета
Публикация «Конспект урока обучения грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Этап проверки домашнего задания. Цель – Проверить качество усвоения ранее пройденного материала Ребята, давайте вспомним с какими звуками вы познакомились на предыдущем уроке?
А с какими буквами? Со звуками [к] [к‘]
С буквами К к
3. Актуализация знаний. Цель - Посмотрите на доску. Прочитайте слова, которые написаны на доске, сначала шепотом. Теперь давайте прочитаем слова все вместе (киска, каска, коса, осанка, косынка) (После прочтения слов хором, читают слова индивидуально)
Как вы думаете, что общего у этих слов? Какое слово можно считать лишним? Почему?
Какая буква в данных словах показывает, что при произношении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук?
Может ли буква быть мягкой или твердой?
Откройте рабочие тетради. Я буду назвать буквы, а вы запишите только согласные: И (не забывайте, что вы должны записать только согласные И, Н, А, У, К, О, Ы, С, И, У, С, К, О, Н. давайте проверим какие буквы вы записали.
В чем отличие гласного звука от согласного?
А теперь запишите в своих тетрадях заглавные буквы Н, К, С. Откройте Азбуку на странице 51 (Показываю детям стр. в учебнике) Посмотрите на картинку. Какой рассказ вы составили на предыдущем уроке по иллюстрациям, на которых изображены бабушка и котенок. Кто хочет рассказать? Каким вы представили котенка? Почему? Читают слова на доске, сначала шепотом, потом в слух месте с учителем, потом индивидуально. Общее -Имеются одинаковые буквы. Лишнее- Осанка- начинается не с буквы К. Буква И в слове КИСКА делает звук К мягким.
- нет. Твердым или мягким может быть только звук. Буква лишь значок для обозначения звуков.
Пишут в тетрадях буквы НКССКН. Кто – то из учеников прочитывает буквы.
Гласный звук не встречает преград, его можно пропеть, образует слог. Согласный встречает преграды.
Один из детей рассказывает рассказ.
Котенка представили веселым, игривым, забавным и т. д.
4. Формирование темы урока Посмотрите на картинку. Что изображено на картинке? Как тикают часы? Какие звуки мы слышим в начале каждой части? Сегодня на уроке мы познакомимся с этими звуками. Часы
ТИК-ТАК
Звуки [т], [т’] Умение самостоятельно определять тему урока
5. Изучение новых знаний.
Цель – Познакомить учащихся со звуками [т], [т’] и буквой Т Откройте Азбуку на стр. 53. Что нарисовано в красной рамке, над схемами? Сколько кубиков над первой схемой слова? А над второй? Посмотрите на схемы. В чем сходство и в чем отличие схем? Проведем слога-звуковой анализ слов «три» и «пять»
«три». Давайте все вместе еще раз произнесем слово. Сколько слогов в слове? Из чего состоит слово? Произнесите еще раз слово, Какой звук слышите в начале слова?
Проанализируем слово «Пять». Произнесем слово все вместе. Сколько слогов в слове? Я начну слово, а вы закончите пя-я-я-я (ть). Какой звук мы слышим в конце? Давайте сделаем вывод – мы познакомились со звуком [т] – согл. Глух тв. И со звуком [т’] – согл. Глух, мягкий.
Звуковые упражнения
Ребята, а сейчас я буду говорить вас слова, а вы попробуйте определить какой звук [т] или [т’] стоит в слове и определите его место. Тигр, КоТ, Тарелка, Тетрадь, ПяТница.
Знакомство с буквой
Звуки [т], [т’] на письме обозначаются буквами Т большая печатная (Т, маленькая печатная (т, Большая письменная (т) и маленькая письменная (т). Давайте найдем место буквы в кассе букв. Откройте свои кассы букв, покажите мне букву Т. Молодцы! Закройте кассы, отложите в сторону.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы похлопаем в ладоши. Дружно, веселее. Наши ножки постучали. Дружно, веселее. По коленочкам ударим. Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь. Выше, выше, выше. Наши ручки закружились. Ниже опустились. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. Кубики. Над первой схемой три над второй пять. Общее – три звука, 2согл. И 1гл. Отличие - в первой схеме 1 согл тв, 1 согл мягкий, во второй нет тв согл звуков.
Три (хором). Слог 1. Слово состоит из тв согл слияния мяг согл и гл. в начале звук[т] – согл. Глух. Тв.
Пять. 1 слог. (пя) т-т-т-ь-ь-ь. В конце слышим звук [т’]. Согл, глух, мягкий. Тигр (мягкий в начале) кот (тв в конце) тарелка (тв в нач) тетрадь (мяг в нач, тв в середине) пятница (тв в сер) Участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Формирование новых знаний о звуках [т], [т’], о буквах Т т.
5. Закрепление знаний. Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? Послушайте стихотворение про эту букву – «Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том, Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.» (картинка с домом и антенной)
Чтение слогов и слов
Давайте прочитаем слоги, которые даны в азбуке на стр53. Прочитаем верху вниз, снизу вверх. (Читаем хором, потом индивидуально.)
Послушайте скороговорку: Та-та-та - длинный хвостик у кота, Ту-ту-ту – я расту- расту- расту. Ти-ти-ти – веником могу мести, Том-том-том – поиграю я с котом. (Читаем все)
Ребята, давайте прочитаем слова в азбуке КОТ, Окуни, Котик, Никита.
А сейчас мы будем работать с текстом в азбуке. Прочитайте его шепотом, приготовьтесь к чтению в слух. (Читаем вслух вместе) (Индивидуально по цепочке по одному пред.)
Ребята, в красных рамочках внизу на стр. 53 Азбуки вы видите слова, прочитайте их.
Эти слова помогают нам в повседневной жизни задавать вопросы. С помощью этих слов мы задаем вопросы. Давайте потренируемся задавать вопросы по содержанию текста, начиная именно с этих слов (КТО КАК)
Ребята, обратите внимание на предложения с восклицательным знаком. Как мы будем читать эти предложения? Давайте прочитаем эти предложения еще раз, только не будем забывать про восклицательный знак.
Какие слова в тексте напечатаны с большой буквы? Почему?
Посмотрите на иллюстрацию под текстом. Что на ней изображено? Почему цветок упал с подоконника?
Ребята, послушайте слово и произнесите его еще раз ОКНО. (Акно). Какой звук мы слышим в начале слова?
Ребята, в слове ОКНО у первой буквы О слабая позиция при произношении мы слышим звук (А, но пишем букву О, Как в проверочном слове Окна. О – под ударением. И так, какой звук слышим в начале слова? А как пишем это слово? Ребята запомните это слово.
Посмотрите на доску. Прочитайте слова шепотом, приготовьтесь прочитать их в слух. Ребята, а вы знали, что. (читаю значение слов аист, осина, осока) Написание этих слов, нельзя проверить, их нужно запомнить. Эти слова словарные, их мы поместим в словарик.
Давайте поиграем в игру «Превращение слов»
Прочитайте слово на доске. Ребята, у чего бывает нос? Это слово многозначное, и может употребляться нами в разных значениях. Прочитаем слово НОС учитывая цифры в верху. Что получилось? Молодцы, а теперь слово ТУТ.
Ребята, в русском языке есть и такие слова перевертыши. Их можно читать справа на лево, и с лева на право и получится тоже самое слово. Следующее слово НИТКА. Отлично. А теперь давайте решим ребус на странице 54 в Азбуке. Какое это животное? Что мы делаем с буквой И в этом слове? Какую букву вставим вместо буквы И? Какое слово получилось? Отлично! Молодцы! Читают слоги ТЫ ТУ ТИ ТА ТО;
ТО ТА ТИ ТУ ТЫ
Повторяют скороговорку.
Читают слова хором по слогам, и индивидуально. Читают слова в красных рамочках – КТО КАК
Задают вопросы по тексту (Кто уронил цветок? Как зовут хозяина кота? И т. д.
С восхищением, с удивлением.
Имена собственные и начало предложения.
Окно, кот уронил.
Звук А
Слышим а пишем о
Осока, осина, аист. Читают индивидуально.
НОС самолета, человека, чайника
321 321
Нос, тут получилось сон, тут 45123
Нитка –ткани Кит. Букву и меняем на О
Кот Сформировать у учащихся умение читать слоги с буквой Т правильно, как в мягкой так и в твердой позиции.
6. Рефлексия Ну что ж ребята давайте подведем итог урока. С какими звуками мы сегодня познакомились? А с какой буквой мы познакомились? А что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидания! [т] и [т’]
Т т формирование элементарных навыков этикета, умение подводить итог урока.