Бурдин Михаил Викторович
Конспект урока химии в 8 классе «Кислоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Малиновка
Конспект урока по химии в 8 классе
на тему «Кислоты»
Выполнил: учитель химии
Бурдин М. В.
2020-2021 учебный год
Цели урока : познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Задачи урока.
Темочки:
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Тип урока : комбинированный.
План урока :
1 Организационный момент – 1 мин,
2. Актуализация опорных знаний - 7 мин,
3. Изучение нового материала -25 мин,
4. Закрепление изученного материала -10 мин,
5 Подведение итогов, домашнее задание – 2мин.
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь.
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира, давайте вспомним их.
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос.
1. Какие вещества (соединения) называются оксидами? (Вещества, состоящие их двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления -2).
2. Какие вещества (соединения) называются основаниями? (Вещества состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидрооксид ионами).
3. Какие реакции называются качественными? (Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ.)
4. Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания? (индикаторы)
5. Какие знаете индикаторы? (Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).
6. Как меняется их окраска в растворе оснований? (индикатор в растворе оснований становится малиновым).
2 Письменная работа.
Сайд 1. Карточка № 1
Крестики-нолики «Основания» Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Игровое поле № 1
Са (ОН)2 Nа (ОН)3 СО2
NаН КОН НI
Н2О СаСl2 LiОН
Игровое поле № 2
Fе (ОН)2 Аl(ОН)3 Сu(ОН)2
СаН2 КСl НNО3
О2 СаСО3 Zn(ОН)2
Назовите эти основания?
Слайд 2. Карточка № 2
«Распределите вещества, приведенные ниже, на три группы».
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе (ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4
Оксиды Основания Кислоты
СаО
СuО
Н2О
Сl2О7
Аl(ОН)3
Fе (ОН)2
NаОН
НСl
НNО3
Н2SО4
Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
III. Изучение нового материала
Слайд № 3. Посмотрите на фотографию, представленную на экране
Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?
Попробуйте на вкус аскорбинку, (раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты).
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, винограду виноградная кислота.
Итак, сегодня мы будем изучать тему которая называется «Кислоты» (слайд №4.)
Запишите число и тему урока в тетрадях.
Сообщения учащихся о кислотах.
слайд №5. Кислоты различаются по происхождению. Они бывают органические и неорганические.
Что на уроке мы должны узнать (Слайд 6.)
План
1. Состав.
2. Классификация.
3. Номенклатура и соответствующие оксиды
4. Значение и применение.
5. Правила техники безопасности при работе с кислотами.
слайд №7. Состав кислот :
Кислоты состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
слайд №8.
Классификация кислот :
По наличию кислорода кислоты подразделяются на кислородсодержащие и бескислородные.
слайд №9.
По числу атомов водорода одно, дву и трехосновные.
слайд №10.
По растворимости в воде. Растворимые и нерастворимые.
слайд №11.
Задание Определите оксиды, соответствующие кислотам?
• Н2SО4 SО4 Серная кислота,
• Н2SО3 SО3 Сернистая кислота,
• НNО3 NО3 Азотная кислота,
• НNО2 NО2 Азотистая кислота.
Физкультминутка «Великан»
Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы чуть-чуть назад и вверх. Такое положение позвоночника постараемся сохранить в течение всего урока.
слайд №12. Кислоты в природе
Муравьиная, лимонная аскорбиновая кислоты
слайд №13
Кислоты в жизни человека
В организме. В кулинарии и продуктах питания, в медицине в народном хозяйстве. Молочная кислота образуется в мышцах при нагрузке. Соляная кислота в желудке способствует перевариванию пищи.
слайд №14
Кислотные дожди – одна из экологических проблем.
слайд №15
Правила техники безопасности при работе с кислотами
слайд №16
Эксперимент:
Просмотр видеоролика.
Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды (таблица на слайде 16)
слайд №17
Задание. Выберите строку, в которой находятся только формулы кислот?
Н2SО4, СаН 2, Н2S, НI, Н2О
Н2SО3, Н 2СО3, Н2S, Н2SiО3
Н3РО4, Са (ОН) 2, Н2S, НF, НNО3
Самостоятельная работа с учебником по заданию :
На с. 102 перечислены бескислородные и кислородсодержащие кислоты написать в тетрадь эти кислоты.
IV. Закрепление изученного материала
Карточка №3
Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их
H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOH
H3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3C
HClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO4
Карточка №4
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 H2SO4 HCl
2. H2SiO3 H2SO3 H3PO4
слайд №17V.
Подведение итогов
Продолжите фразу …
1. Сегодня на уроке я узнала…
2. Я научилась…
3. Мне было непонятно…
4. Для меня этот урок…
5. Интерес вызвало, то …
6. Затруднения возникли когда…
7. слайд №18
VI. Домашнее задание
§ 20, с. 102 – 107, выучить формулы и названия кислот в таблице.
Подготовиться к терминологическому диктанту,
подготовить кроссворд на тему «Кислоты».
Приложение
Интересные факты о кислотах
Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.