Татьяна Федотова
Конспект урока «Альтернативное чтение. Наша школьная жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Федотова Т. П.
Пояснительная записка
Урок проводился в рамках марафона педагогических идей, посвященного 55-летию КГБОУ «Железногорская школа-интернат».
В классе обучаются дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра, двигательными нарушениями, значительными нарушениями речи и коммуникации.
Тема: «Наша школьная жизнь»
Форма мероприятия: урок
Цель: формирование навыков социального поведения в процессе школьного обучения
Задачи
Публикация «Конспект урока „Альтернативное чтение, Наша школьная жизнь“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Образовательная:
Продолжать учить детей перелистывать страницы альбома; «читать» изображения фотографий; пиктограмм; читать интуитивно, глобально слова по темам «питание», «имена моих друзей», «названия упражнений»
Коррекционная:
Продолжать коррегировать произвольность психических процессов: восприятие, внимание, память
Воспитательная:
Воспитывать умение и желание работать в группе; оказывать помощь, принимать помощь
Оборудование:
- альбомы «Школьный завтрак» (по количеству детей);
- стенд «Визуальное расписание»;
- фотографии обучающихся;
- карточки с именами обучающихся;
- фотографии дидактических материалов, которые находятся в классе;
- карточки с пиктограммами дидактических материалов, которые находятся в классе;
- карточки с названиями дидактических материалов;
- колокольчик.
Предварительная работа
В течение всего периода обучения в работе с детьми использовались элементы философско-педагогической системы М. Монтессори:
- работа с группой детей на Кругах общения;
- использование доступных обучающимся монтессори-материалов;
- создание и использование адаптированных материалов;
- использование условных обозначений для структурирования среды (фотографии, пиктограммы, карточки-надписи)
Ход урока
I. Вводная часть
Цель: собрать внимание детей, упражнять в умении здороваться
Деятельность групповая. Организационная особенность: дети сидят на стульях вокруг большого стола.
Ведущий обращает внимание детей на гостей и предлагает поздороваться доступными способами: словом, жестом, мимикой. Обозначает тему урока.
Продолжительность: 3 мин.
II. Основная часть
1. Работа с коммуникативным альбомом «Школьный завтрак»
Деятельность групповая. Организационная особенность: дети сидят на стульях вокруг большого стола.
Цель: формирование способности работать в группе, анализировать на доступном уровне действия повседневной жизни (свои и людей, которые рядом).
1.1. Раздача альбомов.
Учитель сообщает: сейчас мы будем вспоминать, что кушали на школьном завтраке. Предлагает раздать альбомы детям. Обучающиеся доступными способами «читают» надписи с именами детей на альбомах, находят детей, указывая движениями глаз, жестами, словом и передают альбомы друг другу.
1.2. Работа с альбомом
Учитель выясняет у детей, что они сегодня кушали на завтраке (кашу). Учитель просит сказать словом название блюда говорящих детей, просит повторить название блюда ребенка, который способен повторить. Далее все дети каждый в своем альбоме ищут картинку и надпись «каша» (перелистывают странички). Учитель и дети рассматривают найденные картинки и делают выводы о том, кто правильно выполнил задание, а кому нужна помощь. Дети, способные найти нужное изображение, помогают другим.
Аналогичная работа проводится с другими блюдами (хлеб с маслом, чай с молоком).
1.3. Игровое упражнение «Коза».
Учитель сообщает, что к нам идет коза. Она хочет узнать, как ребята сегодня кушали (кто ел, кто не ел кашу и др.). Учитель предлагает детям положить ладошки на стол и ритмично хлопать ими по столу, приговаривая: идет коза рогатая за малыми ребятами, кто сегодня кашу ел? Учитель называет имя ребенка и обращается к детям: Илья кашу ел? Дети доступными способами (словами, жестами) отвечают «да», «нет». Если ребенок кашу ел, то «коза» его «хвалит». Учитель предлагает выполнить жест «молодец», «умница» «хороший». Если ребенок кашу не ел, то «коза» его «ругает» и учитель предлагает выполнить жест «забодаю». Игра продолжается по очереди с каждым обучающимся и по каждому блюду.
Продолжительность 18 минут
2. Работа с визуальным расписанием
Деятельность групповая. Организационная особенность: дети сидят полукругом у доски.
Цель: формирование способности на доступном уровне работать в группе; читать изображения, соотносить изображения и реальные предметы; ориентироваться в пространстве класса; заниматься практической деятельностью по определенному плану и алгоритму.
Продолжительность: 19 минут
2.1 Переход к доске «по имени».
Учитель называет имя ребенка, тот встает, берет стул, переходит к доске.
2.2 Упражнение «Найди себя на фотографии».
Каждый ребенок на доске ищет фотографию со своим изображением и свой «домик» для картинок. При необходимости дети оказывают друг другу помощь.
Учитель: где на доске изображение … (имя ребенка? Ребенок находит и показывает жестом фото и свой «домик». где будут «жить» его картинки-задания. Деятельность продолжается со всеми детьми.
2.3 Упражнение «Чтение изображений». В данной части урока обучающиеся «читают» изображения практических заданий на фотографиях, пиктограммах, карточках со словами и словосочетаниями в соответствии с возможностями.
2.3.1 Упражнение «Чтение фотографий». В данном виде деятельности принимают участие все члены группы; задания - фото получают 3 детей.
Учитель предъявляет фотографию практического задания. Дети «читают» фотографии с помощью вопросов: что вы тут видите, какое это задание, что тут надо делать? Учитель сообщает: это задание для … (имя ребенка). Учитель предлагает … (имя ребенка) поместить картинку в свой «домик». Далее обучающийся ищет этот практический материал в классе и относит его на свой стол. Если ребенок затрудняется, то учитель просит помощь детей. Работа с фото-заданиями продолжается с другими детьми.
2.3.2 Упражнение «Чтение пиктограмм». Данный вид работы доступен 1 обучающемуся, который на уроке делал самостоятельный выбор деятельности при помощи карточки с пиктограммой.
Учитель предлагает учащемуся самостоятельно сделать выбор, т. е. выбрать карточку с заданием, разместить ее в своем «домике» на доске, найти нужный набор предметов, отнести его на свой стол.
2.3.3 «Чтение названий заданий на карточках». Данный вид работы доступен 1 обучающемуся.
Учитель предлагает учащемуся задание на карточке с надписью. Ребенок читает название, ищет материал, относит его на свой стол.
3. Выход на работу по загадке-описанию
Учитель составляет небольшие рассказы-описания о внешнем виде ребенка. Ребенок узнает себя, поднимается, берет стул, идет к своему рабочему месту заниматься. Например, учитель говорит: идет к своему столу девочка, одетая в красную юбку и т. д.
4. Выполнение заданий за столами
Дети занимаются предложенными или выбранными заданиями за своими столами. Учитель, тьютор проводят индивидуальную работу с обучающимися.
III. Заключительная часть
1. Наведение порядка на столе, уборка материалов на место
Список литературы
- «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра» редактор-составитель В. Рыскина. – СПб. : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. – 288с.
- «Использование групповых форм работы для формирования первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» : методические рекомендации сост. А. В. Мамаева, А. М. Ханьжина; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 56 с.
- «Система М. Монтессори. Теория и практика». М. Г. Сорокова, М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.