Линиза Мамбетова
Конспект занятия в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Воспитатель: Мамбетова Линиза Зайнулловна.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знакомство с профессией ученый – исследователь.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
3. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
4. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Закреплять и расширять словарный запас детей.
3. Воспитывать культуру общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
2. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
3. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование:
Полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, картинки, пакетики с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, кофе, салфетки, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, свисток, ИКТ, колонка (аудиозапись, красные и синие сигнальные карточки.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
В: Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого -то из нашей группы.
Те, кого назову, помашут мне рукой -значит, вы меня услышали и отвечаете на приветствие.
Доброе утро, всем девочкам!
Доброе утро, всем мальчикам!
Доброе утро, всем тем, у кого хорошее настроение!
Презентация. Ребята, посмотрите на экран и скажите, кого вы видите? Кто этот человек? А как вы догадались? Как можете назвать? Что за это профессия?
Ответы детей.
Эта профессия называется ученый – исследователь. Человек, который, проводит различные опыты и работает он в исследовательской лаборатории. Этот человек проводит опыты, эксперименты для изучения разных веществ и объектов природы, работает с микроскопом, пробирками, колбами и т. д. Он совершает научные открытия. Исследование. Одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка, на руках перчатки. У него очень интересная работа. И работа его очень важна.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где работают исследователи? Что такое лаборатория?
Воспитатель: Какие вы умные ребята, лаборатория это специальное помещение, где проводятся опыты и эксперименты.
Воспитатель: Ребята, тогда я хочу вам предложить отправиться в научно – исследовательскую лабораторию посмотреть и принять участие в исследовательских опытах.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила,вспомните и назовите какие правила?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, все предметы убирать на место, поднимать руку.
Воспитатель: Замечательно, тогда отправляемся. Вот и наша лаборатория.
Первым делом, мы с вами должны надеть специальную одежду (надевают фартуки).
Вот теперь вы настоящие исследователи.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо для жизни, и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? (30дней) А без воды? 15 дней, а без воздуха? (не больше 5 минут).
Значит, что важно в первую очередь, без чего не могут жить все живые существа?
В. Правильно, без воздуха.
Так, что у нас будет предметом исследования?
Дети. Воздух.
Что нужно сделать чтобы узнать о свойствах воздуха?
Дети. Провести опыты.
В. Какие мы узнаем секреты о воздухе?
Дети. Имеет ли воздух вес, цвет, запах.
В. Каждый опыт мы должны зафиксировать чтобы сделать определенные выводы.
Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится?
(Ответы детей) Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Какой он (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?
Опыт №1 «Поймай воздух». Я предлагаю поймать воздух, есть ли он здесь, для этого проведем опыт, с помощью пакетов (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколю мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха
Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек, чтобы мы не забыли про них. Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный»(воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Опыт № 2. «Увидим воздух»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть воздух. Пройдем к столам.
Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.) . С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх? (Ответы детей) Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика: Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко
(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,
Подыши другой ноздрей –
И к тебе придет покой (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю.
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз).
Воспитатель: Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) А вот зимой, когда вы гуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? (Идёт пар.) Давайте поставим карточку-обозначение «Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Ребята. а воздух можно не только увидеть, но можно и услышать.
Опыт № 3. «Слышим воздух»
Вос-ль (дует в свисток) :Что вы слышите? (Ответы детей) Свист – это звук воздуха. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «п», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла. Значит, воздух можно услышать разными способами. С помощью какого органа мы все это слышим? Что нам помогает услышать? (С помощью уха)
А как в природе мы слышим воздух? (Ответы детей) аудиозапись «Звуки природы»). Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха –(свист, вой, шелест листвы, ставим новую карточку-обозначение «Воздух можно услышать» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок, поищите предмет который поможет почувствовать движение воздуха.
При помощи веера (машут веерами). Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга.
Дети: Ветер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В. : Какой делаем вывод? Ветер – это и есть движение воздуха.
Где мы с вами можем увидеть движение воздуха? Подойдите к столу выберите картинку с движением воздуха. (Дети подбирают картинки)
(Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег и т. д.)
Можно поставить следующую карточку: «Воздух движется» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Опыт № 4. «Запах воздуха»
Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. «Воздух не имеет запаха» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение). Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.
Игра «Узнай по запаху». Каждому из вас предлагаю ощутить ароматы (определить по запаху содержимое в пакете)
Катя, Настя, Карина запах содержимого определите.
Риана,Рома, Елисей а у вас что за аромат.
Каралина,Вадим,Мирон
Вы замечательно справились. Ставим следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Физкультминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Д/и «Кому нужен воздух?». : Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.
Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Вос-ль: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали. Завершили все исследования и пора возвращаться. Снимаем фартуки. Аккуратно убираем.
Сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – синий и красный. Присаживаемся на стульчики.
Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите синий кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
2. Воздух можно услышать (да).
3. Воздух голубого цвета (нет).
4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).
5. Воздух имеет свой вкус (нет).
6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
8. Ветер – это движение воздуха (да).
Воспитатель: Молодцы, ребята!.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо поработали! И в подарок хочу подарить вам воздушные шары. Ребята, чем они наполнены? (Воздухом) Молодцы!