Елена Медюха
Конспект УУД по познавательной деятельности для детей старшего возраста «Юные метеорологи» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект УУД по познавательной деятельности
для детей старшего возраста
«Юные метеорологи»
Цель: Закрепить умения детей определять прогноз погоды.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги (верх, вниз, влево, вправо, середина);
- продолжать учить детей использовать арифметические знаки: «>», «<», «=», умение их читать при решении задачи;
- закрепить умение детей классифицировать предметы по обобщающему слову (Времена года);
- закрепить знания детей в перечислении дней недели, весенних месяцев и времен года с правильной последовательностью;
- активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды; слов-названий приборов, профессии: флюгер, рукав, термометр, компас, метеоролог, синоптик;
- продолжать учить подбирать слова схожие по смыслу (синонимы);
- продолжать знакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией речи, определять картинку-символ;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжать учить самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);
- продолжать учить детей работать в команде, слушать и слышать мнение другого;
- продолжать формировать у детей навыки самоконтроля.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательские способности детей;
- развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать;
- развивать воздушную струю;
- развивать двигательную активность;
- развивать связную речь;
- развивать чувство личной ответственности за общий результат.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе;
- воспитывать желание помогать взрослым.
Ход занятия:
Воспитатель: Приветствует детей. Сообщает им, что утром обнаружила в группе конверт с посланием и предлагает детям его открыть. В момент вскрытия пакета на телефон воспитателя поступает видеозвонок. Воспитатель включает камеру, входящим абонентом оказывается синоптик (метеоролог).
Синоптик (метеоролог) : Обращается к детям и воспитателю, представляется и рассказывает о том, что у них сломалась метеостанция и в настоящий момент нет возможности определить прогноз погоды на текущий день. Просит детей помочь, спрогнозировать погоду на день и заполнить карточку погоды, которую она прислала (в конверте находится карточку погоды и план передвижения детей по группе).
Воспитатель: Спрашивает у детей знаю ли они кто такой синоптик (метеоролог? Выслушивает ответы детей, делают вывод: метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду.
Спрашивает у детей : готовы ли они помочь нашим метеорологам?
Дети: дают положительные ответы.
Воспитатель: Предлагает отправиться на ответственное задание. Показывает детям план передвижения и загадывает загадку:
Он на улице живет,
Листья осенью несет,
А зимой несет снежинки,
Иногда весной – дождинки,
Летом, если он подует –
С головы панамку сдует. (Ветер)
Дети: отгадывают загадку, ищут на плане станцию ветра и отправляются туда.
Станция № 1. Ветер.
Воспитатель: Еще раз уточняет у детей, на какую станцию они пришли и что там будут делать? Выслушивает ответы детей. Задает вопрос: при помощи какого прибора мы можем определить наличие ветра, его силу и направление?
Дети: флюгер, ветряной рукав.
Воспитатель: задает вопрос: можем ли мы без помощи специальных приборов определить наличие ветра и его силу?
Дети: отвечают – по ветвям деревьев и т. д.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Воспитатель: Задает вопрос каким может быть ветер? (сильный, умеренный, безветрие). Показывает детям компас. Спрашивает ребят, знают ли они, что это за прибор и для чего он служит?
Дети отвечают.
Воспитатель: выслушивает ответы детей, обобщает их и дополняет, рассказывая о способности компаса определить 4-е стороны света. Дети выходят к доске, на ватмане рисуют стрелки с направлениями сторон света (север, юг, запад, восток – верх, низ, лево, право).
Вместе с воспитателем дети делают вывод – есть ли ветер на улице, какова его сила. Полученные данные вносят в карточку прогноза погоды.
Дети смотрят план передвижения и отправляются дальше.
Станцию № 2. Температура.
Живёт за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом. (термометр)
Воспитатель: Спрашивает, как называется прибор для определения температуры воздуха?
Дети отвечают.
Воспитатель предлагает рассмотреть строение термометра: 1. Шкала деления, на которой располагаются цифры. 2. Граница между градусами тепла и холода. 3. Столбик с окрашенной жидкостью. Воспитатель напоминает детям, как правильно определять температуру.
Игра «Температура».
Когда воспитатель говорит: температура поднимается, дети считаю от 1 до 10 при этом хлопают в ладошки, когда воспитатель говорит температура опускается, дети считают от 10 до 1 и дети прыгают, выполняя ногами упражнение «ножницы» (прямой – обратный счет).
Воспитатель хвалит детей и предлагает определить температуру в группе и на улице, а затем сравнить их. Решение задачи.
Дети делятся на группы 2-4 человека. Им раздаются листки, в которые они должны будут записать замеры температуры и сравнить их, поставить знак больше, меньше или равно. Далее, группы обмениваются работами, и дети осуществляют проверку (самоконтроль).
Воспитатель хвалит детей, напоминает, что им нужно заполнить карточку прогноза погоды, дети вносят результат определения температуры в карточку.
Физминутка.
Столько раз в ладоши хлопнем 3 + 1 = 4
Сколько раз ногами топнем 4 + 2 = 6
Мы присядем столько раз 5 - 1 = 4
Мы наклонимся сейчас 7 + 1 = 8
Мы подпрыгнем ровно 6 – 3 = 3 Ну и счет! Игра и только! Молодцы!
Воспитатель предлагает обратиться к плану и выбрать следующую станцию. Дети определяют путь.
Станция № 3. «Время года».
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Примета: «Длинные сосульки — к долгой весне».
Воспитатель: Спрашивает у детей, как они думают, почему на иллюстрации изображена сосулька?
Дети: отвечают, потому что пришла весна.
Воспитатель: Уточняет у детей, по каким признакам они определили, что на улице весна, а не зима или осень?
Дети: Перечисляют признаки весны.
Игра: «Интонационный знак».
Знаки: «?», «!», «.». Детям предлагается слово или простое предложение, которое они должны произнести с заданной интонацией. Педагог поочередно предлагает детям вытянуть карточку с картинкой-символом, с каким символом попалась карточка, с такой интонацией ребенок произносит слово (предложение). Дети контролируют произношение друг друга.
Воспитатель: Спрашивает, знают ли они сколько всего весенних месяцев и как они называются?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Спрашивает, как называется весенний месяц, который сейчас идет?
Дети: Отвечают – март.
Воспитатель: Хвалит детей и спрашивает их, а знаю ли они другие времена года? Просит их перечислить.
Игра «Времена года».
Дети делятся на 4 команды, по временам года. Воспитатель на ковре в хаотичном порядке раскладывает картинками с признаками времен года. Задание: дети должны из общего количества карточек выбрать только те, которые соответствуют их времени года. Осуществляется самопроверка.
Воспитатель: Хвалит детей и спрашивает, какой день недели сегодня и какое число?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Хвалит детей, предлагает внести дату в карточку прогноза погоды и отправиться дальше.
Станция № 4. Облачность. Осадки.
Воспитатель: Показывает детям карточку прогноза погоды и уточняет, какие данные погоды мы не внесли в карточку? Дети отвечают.
Воспитатель: Предлагает детям взглянуть за окно, посмотреть на небо и определить есть ли облака на небе, или тучи, или ярко светит солнце?
Подбираем синонимы:
Как называется день, если светит солнце? (солнечный, ясный, погожий, безоблачный);
Как называется день, если на небе тучи? (пасмурный, хмурый, унылый, мрачный, ненастный).
Воспитатель: Спрашивает у детей : если на небе тучи, то что может случиться, какое явление природы можно будет увидеть?
Дети: Отвечают, что может пойти дождь?
Воспитатель: Объясняет детям, что дождь называется осадками – то, что оседает сверху вниз. Спрашивает у детей – знают ли они еще какие-нибудь осадки, которые бывают в другие времена года?
Дети отвечают.
Воспитатель: Хвалит детей, в карту прогноза погоды вносят облачность и осадки.
Воспитатель предлагает провести опыт и создать свой волшебный дождь.
Проводится эксперимент «Дождь».
Подводятся итоги эксперимента.
Воспитатель: Хвалит детей. Предлагает посмотреть на карточку прогноза погоды – она полностью заполнена. Предлагает детям попробовать самостоятельно, как настоящим метеорологам, зачитать прогноз погоды на день. Приглашается 1 – 2 человека для оповещения прогноза погоды. Хвалит детей.
Интересуется у детей, как же теперь ее отправить метеорологам, чтобы она как можно быстрее до них дошла?
Дети предлагают варианты. Выбираем электронную почту.
Воспитатель передает карточку младшему воспитателю, чтобы она «унесла карту секретарю», младший воспитатель за дверью передает карту «метеорологу», которая осуществляла видеозвонок вначале занятия. Вновь, поступает видеозвонок на телефон воспитателя. «Метеоролог» благодарит детей за помощь. Прощается.
Воспитатель: Хвалит детей, за помощь.
Проводит рефлексию. Спрашивает сложно ли было им сегодня выполнять столь ответственное задание? Понравилось ли то, чем они сегодня занимались? Все ли у них получалось? Узнали ли они что-то новое? Предлагает детям, на ватман с изображением большого термометра, наклеить «солнышко» или «снежинку», если понравилось клеем солнышко выше отметки «0» на термометре, если было сложно – тучку, ниже отметки «0».
Воспитатель: Благодарит детей и завершает занятие.