Елизавета Рыбалка
Конспект занятия учителя-логопеда по постановке звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать постановке звука [л].
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-формировать и развивать фонематическое восприятие, учить грамматически правильно строить предложения. -уточнить артикуляцию звука [л];
Коррекционно – развивающие: побуждать ребенка к высказываниям и построению полных предложений; совершенствовать мелкую моторику, артикуляционную моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим.)
Оборудование: игрушки- юла, кукла, лиса, лейка, лодка, лопатка, лягушка, лебедь, массажный шарик –су-джок, «Чудесный мешочек» – с деревянными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник). Беру такие фигуры, если у ребенка есть звук [р] в речи. Если нет, то беру другие предметы для игры.
Организационный момент. Приветствие педагога и ребенка
«Здравствуйте!»
Учитель – логопед начинает фразу, а ребенок продолжает.
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здравствуйте!
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Мы поздоровались, а теперь пора поздороваться с нашим язычком. И сделать вместе с ним артикуляционную гимнастику, нам необходимо разбудить язычок у него сегодня важный день.
Артикуляционные упражнения:
«Лопаточка» - Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
«Улыбка» - губы в широкой улыбке. Видно зубы. Удерживать губы в таком положении примерно 3-6 с.
«Лошадка» - губы в улыбке, язычок присасываем к небу, потом язычок падает вниз и получается цоканье.
«Маляр» - губы в улыбке, язычок превращается в кисточку – и кисточкой мы красим в ротике нёбо.
Смотрим на схему звука [л] и пробуем сказать правильно звук. Контроль артикуляции в зеркале.
Постановка по подражанию: Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы и учитель - логопед показывает правильную артикуляцию звука.
Способы постановки звука в приложение 1. В последнее время в основном ставлю по А. Д. Филипповой, Н. Д. Шуравиной (1967) Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [а] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.
2. Упражнение: «Помоги самолётику». Помоги самолётику облететь все облака, читай слоги чётко.
3. Самолёт прибыл на дозаправку и мы с тобой немного поиграем массажным шариком.
Выполнять движения согласно тексту.
Этот мячик не простой
Колючий и твёрдый такой!
Я мячом круги катаю
Взад – вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто – бы сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук!
4. Упражнение «Раздели игрушки».
Самолётик нас доставил к двум подружкам Лене и Лоле. Им нужна наша помощь. Лола принесла игрушки Лене, но нужно подарить Лене игрушки со звуком [ль], а у Лолы останутся - только игрушки со звуком [л]. (Игрушки: Юла, кукла, лиса, лейка, лодка, лопатка, лягушка, лебедь)
Это Лена. У нее есть подружка Лола. Приложение 3.https://i.pinimg.com/originals/72/c0/ae/72c0ae5f8d4475db9d49df1d4266c960.png
5. Ты молодец! Правильно разделил девочкам игрушки.
6. – Ой, смотри самолётик и нам оставил игру называется она «Чудесный мешочек» В небольшой мешочек кладут предметы различной формы и фактуры. Ребёнок опускает в него руку, выбирает предмет на ощупь пытается определить, что у него в руке и верно назвать предмет.
5. Итог: - Расскажи, что мы сегодня делали? Ты прав у нас получилось целое приключение!
Что тебе было на занятии легко, а что трудно?
Приложение 1.
Постановка звука [л]. Способы постановки.
Даны 6 вариантов постановки звука.
Положение органов артикуляционного аппарат при правильном произнесении звука [л]
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука. Игровые приемы — Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал. Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука [л]. Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик, затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Постановка звука [л] по М. Е. Хватцеву (1959)
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Постановка звука [л] по Р. Е. Левиной (1965)
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал, затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука [л] по О. В. Правдиной (1973)
1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.
2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Постановка звука [л] по А. Д. Филипповой, Н. Д. Шуравиной (1967)
1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.
2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку, произвести легкий нажим и произнести звук [л].
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука [л] по А. И. Богомоловой (1979)
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л. С. Волковой (1989)
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.