Вера Фролова
Конспект тематического занятия в старшей группе «Птичьи домики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия
в старшей группе «Птичьи домики»
Подготовила воспитатель:
Фролова В. Н.
[/b]
Цели занятия:
• углубить и расширить знания детей о гнездах птиц;
• развивать познавательный интерес детей, знакомя их с необычними гнездами;
Публикация «Конспект тематического занятия в старшей группе „Птичьи домики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• познакомить детей с материалами, из которых птицы вьют гнезда;
• обобщить знания детей об «искусственных» домиках для птиц;
• обогащать и активизировать речь детей;
• воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстрации с птицами;
• разучивание подвижной игры «Птицелов»;
• загадывание загадок
• чтение художественной литературы о птицах
Материалы:
Запись «голоса птиц», нездо из прутиков, гнездо ласточки, скворечник, дерево, изображение сороки на палочке, материалы, из которых изготавливают гнезда (веточки, трава, мох, перья, глина) на подносе, картинки с необычными гнездами, магнитная доска, магниты, геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, картинки гнезд и соответствующих им птиц.
Ход занятия.
[/b]
Ведущий. Ребята, усаживайтесь поудобнее на коврик. Закройте глаза и представьте, что мы находимся на лесной полянке. Вокруг нас стоят сказочные деревья, ветерок колышет их листочки. И повсюду слышится пение птиц.
Релаксация «Звуки природы. Голоса птиц.»
Влетает сорока (картинка птицы на палочке)
Сорока. Весна пришла! Весна пришла!
Ведущий. Сорока, что ты так раскричалась? Весна пришла, ну и что?
Сорока. Как же… Весна пришла, все просыпается. Начинают набухать почки на деревьях, появляется травка, просыпаются звери и насекомые, прилетают мои друзья из теплых стран.
Ведущий. Вот так новость нам Сорока принесла! И правда, скоро прилетят все птицы, которые улетали в теплые страны. Ребята, а почему птицы улетали на юг?
Дети. Птицам было нечего есть зимой, так как все насекомые спрятались.
Ведущий. Молодцы, ребята, правильно!
Сорока. Полечу, сообщу эту новость всем- всем. Буду готовиться к встрече. (улетает)
Ведущий. Ой, ребята, посмотрите! А что это такое на нашем дереве?
(Дети подходят к дереву, на котором гнездо)
Дети. Гнездо!
Ведущий. Это значит, чток нам уже прилетела какая – то птичка и построила себе домик.
Ведущий. Посмотрите, из чего птицы строят свои гнезда?
Дети. (рассматривают и трогают приготовленные материалы) Из веточек, травинок, мха, перьев и др.
Ведущий. Правильно. А какой формы гнездо?
Дети[/b]. Круглой, овальной.
Ведущий. Правильно, а для чего птицам нужны гнезда?
Дети. Чтобы в них жить и высиживать в них птенцов.
Ведущий. Молодцы, ребята!
Ведущий. Интересный факт: гнезда некотрых птиц (орлана, аиста) могут весить 2 тонны, потому что они каждый год, возвращаясь в свое гнездо, достраивают его.
Ведущий. Ребята, а как вы думаете, что за птичка могла свить у нас гнездо?
(Дети предполагают, воспитатель обобщает и отмечает правильные предположения.)
Ведущий. Отгадайте, что за птички прилетели к нам в гости.
Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Ведущий. (показывает гнездо ласточки) Ребята, а как вы думаете, чье это гнездо?
Дети отгадывают
Ведущий. Это гнездо ласточки. Из чего оно сделано?
Дети. Из глины, травинок, перышек, мха.
Ведущий. Правильно! Ласточки строят гнезда из комочков сырой глины и прикрепляют их к стене, наполняя волосками, перышками. Посмотрите, какие еще бывают причудливые гнезда.
(Дети рассматривают фото необычных гнезд, прикрепленные к магнитной доске, обсуждают,делятся впечатлениями.)
Ведущий. Скажите, а можно ли трогать гнезда птиц?
Дети. Нет! (Объясняют почему)
Ведущий. Гнезда птиц нельзя трогать. Потому что птицы, услышав запах человека, будут чувствовать опасность и больше не подлетят к гнезду.
Ведущий. Ой, ребята, посмотрите, кто к нам вернулся (сорока). Давайте за ней понаблюдаем.
Гимнастика для глаз «Сорока»
Длиннохвостая сорока -проследить глазами за движением
Хлопотунья белобока. птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
По лесу летает
Вести собирает.
Вправо-влево, вправо-влево -движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз. -движение глазами вверх вниз 6-8 раз
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет, -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
Будто кто ее щекочет.
Ну, сорока – егоза, - поморгать и зажмурить глаза.
Мы зажмурили глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай. (сорока улетает)
Воспитатель показывает скворечник.
Ведущий. Дети, а что это за чудо – домик?
Дети. Скворечник!
Ведущий. А кто же его смастерил?
Дети. Люди.
Ведущий. А для чего?
Дети. Чтобы в нем поселились птицы.
Ведущий. Как вы думаете, почему такое название «скворечник», а не «ласточник», например?
Дети рассуждают, почему.
Ведущий. Это название происходит от названия птички – скворец. Не все птицы заселяются в «искусственные» домики (выстроенные не ими самими, сделанные руками человека. А скворцы в этом плане не привередливы и с удовольствием туда заселяются.
Ведущий. Какую пользу мы приносим, когда делаем и вешаем скворечники?
Дети. Мы помогаем птицам найти дом.
Ведущий. А еще мы защищаем наш сад, огород, парк от насекомых. Ведь скворцы и другие птички охраняют деревья от вредоносных насекомых, поедая их.
Ведущий. Теперь, давайте попробуем сами смастерить скворечники своими руками.
Игра «Собери скворечник»
Из геометрических фигур каждый ребенок собирает скворечник. Одновременно обговаривая, что сам скворечник – прямоугольник, крыша – треугольник, вход – круг.
Игра «Чье гнездо?»
Нужно правильно соотнести картинки с гнездом и птицей.
Дети садятся на стульчики
Ведущий. Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили?
Из чего птицы делают гнезда?
Для чего они нужны птицам?
Можно ли трогать их руками и почему?
Ведущий. К птицам, как и ко всему живому, нужно относиться бережно, не разрушать их гнезда, подкармливать их в зимний период. Существует даже такой праздник – День птиц, который омечается 1 апреля и напоминает нам о братьях наших меньших.