Николаева Светлана Габдулхаковна
Конспект тематического занятия по ПДД и родного татарского языка для дошкольников «Арслан в школе пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тимяшевский детский сад – Ласточка»» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Конспект тематического занятия
по правилам дорожного движения и родного языка для старших дошкольников (для детей 5-6 лет)
«Арслан в школе пешехода»,
(посвященного году родного языка и народного единства)».
Публикация «Конспект тематического занятия по ПДД и родного татарского языка для дошкольников „Арслан в школе пешехода“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
Подготовила :воспитатель Николаева С. Г.
Тимяшево,2021
Цель: создать условия для формирования знаний дошкольников о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Формирование любви к родному краю.
Задачи:
1. Выявить знания учащихся по правилам дорожного движения с последующей систематизацией и углублением их. закрепление знания детей о символике города Казань;
2. Формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике. развивать речевую активность детей;
3. Выработать у ребенка алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях и закрепить его через игровую форму.
4. Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, чувство дружбы, воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.
Ход занятия;
- Воспитатель: Ис нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Так уж повелось, что в этом году наша республика отмечает год народного единства и мы собрались, чтобы сказать много добрых слов о любимом городе и о столице нашей республике городе Казани.
Ребенок 1 Сабина
На карте России есть город такой -
Казанью его называют!
Стоит он над матушкой Волгой - рекой,
и волны его омывают
Ребенок2:Амина
Бакчаларга уралып Халкыбыздан нур алып
Г рли Казан,матур Казан с Казан нурланып.
Ребенок 3 Миша
Мы город свой с любовью украшаем,
Чтоб чисто и уютно было в нем
Ведь мы одна семья, семья большая,
Пусть хорошеет наш любимый дом.
Ребенок 4:Данис
с Казан, г рли Казан
Туган ил кочагында Б ген матур,
Кил ч ге Матурырак тагын да!
Дети, а как называется наша Родина? (Россия)
А как называется наша республика (Татарстан)
У нас в стране есть много красивых городов. А как, называется город, где мы с вами живем (Лениногорск,
как называется поселок, где мы с вами проживаем? (Тимяшево)
Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (небольшой, по сравнению со столицей).
Звучит музыка (воспитатель вносит куклу Арслан).Герой начинает движение здоровается за руку с со взрослыми и с детьми, кричит:
Арслан : «Привет! Сэлэм!» «Как дела?Хэллэр ничек.
Здравствуйте большие и маленькие малыши! Я приехал к вам из шумного города, отгадайте какого? Далее побуждает зрителей отвечать на каждый вопрос «Да». Такого зеленого и цветуууущего? (Да) Молодого и старинного одновременно? (Да) Города Казань? (Дааа) это здорово! Ну, тогда веселья и правда хватит всем!
Ведущий: Арслан, а ты расскажешь про его достопримечательности?
Арслан : конечно расскажу. Казань - является столицей Татарстана. О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Чаще всего склоняются к версии закипевшего котла: колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя города Казань — казан на древнебулгарском, как и на современном болгарском и татарском, значит «котёл». Другие версии связывают имя города с ландшафтом, татарским словам каен («берёза») или каз («гусь», князем Хасаном и прочими вариантами. По версии И. Г. Добродомова: первичным было реконструируемое аланско-буртасское название Хадзанг, связанное с расположением города при крутом изгибе русла Волги. На чувашской почве оно превратилось в Хузан, а в русском употреблении в Казань».(показ видео)
Ребята, посмотрите на экран, что здесь изображено? Что это? Нэрсэ бу? Да это герб и флаг нашего города. У каждого города есть свои символы – флаг и герб.
Еще какие достопримечательности нашего города вы видите и узнаете? (Казанский кремль, Башня Сююмбике, Спасская башня, Кул Шариф, Храм всех религий, цирк, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!
- Ребята, КАЗАНЬ очень старинный город, один из самых древних в нашей стране, ему уже отпраздновали 1000 лет. В нем много и больших и малых улиц и улочек. Кто из вас знает на какие две части делится улица?
( Проезжая часть: дорога – по ней движутся автомобилы, и тротуар – по тротуару ходят люди). (показываю картинку) действительно в старые времена улицы были узкие, на них еле- еле могли разъезжаться повозки. А сейчас на улицах в Казани бывает сразу несколько полос движения. Потому что очень многолюдные и оживленные улицы и движение на ней.
- Можно играть на дороге? (показываю картинку)
(Ни в коем случае играть на дороге нельзя).
Презентация «Части улицы»
Арслан : У нас в столице республики красиво и интересно! Поедем на экскурсию по нашему городу. Все встали в круг. Представьте, что мы -водители, завели автомобиль ключом, автомобиль загудел (ЖЖЖЖЖЖ). Ребята, посмотрите, у автомобиля спустило одно колесо, давайте возьмём насос и накачаем его (ШШШШШШШШ). Заводим опять автомобиль (ЖЖЖЖЖ).Поехали! Стоп! Вот мы и приехали! (Дети садятся на свои места)
Арслан : наш город Казань– многонациональный город. Здесь в дружбе и в согласии проживают татары, русские, чуваши, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.
Татарча да бел, яхшы
Русча да яхшы бел.
Икесе д безне чен
И кир кле, затлы тел.
А какой же праздник без игр. А давайте мы сейчас с вами поиграем еще в одну игру. Игра Тюбетейка (Это головной убор татар тюбетейка)
Ребята, как только тюбетейка окажется в ваших руках нужно будет называть любое правило дорожного движения, которое вы знаете.
В: Ребята,в Казани много различных видов транспорта, давайте отгадаем, какие они (дети угадывают по звучанию, какие виды транспорта. (Последний трамвай)
Арслан : Я предлагаю прокатиться по вашему городу, на трамвае «Едем по Казани в трамвае». Как называется профессия человека, который управляет трамваем?- Вожатый или вагоновожатый
П/и с вожатым и светофором (с флажками)
Ребята, расскажите, кто на проезжей части и даже у нас в игре подавал сигналы для участников движения?- Это светофор. Давайте посмотрим мультфильм про светофор на татарском языке, он о том, как баба Яга и Кощей Бессмертный в своем лесу хотели наладить правила дорожного движения.
На тротуаре все люди должны
Правой держаться всегда стороны.
Даже за городом, там, где дорога,
Правилам должен ты следовать строго.
Если шоссе попадется в пути,
Левой обочиной надо идти.
Транспорт, который поедет навстречу,
Вовремя будет тобою замечен.
Нинди матур минем Туган илем,
ир шарында ти д ш юк а ар!
Ки кырларда ус мул игенн р,
Шаулап ага озын елгалар.
Воспитатель: Тротуар делают всегда выше проезжей части, чтобы вы не пострадали. Ребята, а если тротуара нет? (по обочине надо идти, придерживаясь левой стороны, т. е. навстречу движущемуся транспорту). (показываю картинку)
Арслан : Ребята, у меня есть к вам вопросы.
В каком месте нужно переходить улицу? (по «зебре», пешеходному переходу в виде белых широких полос).
- Что установлено с одной и с другой стороны дороги, где находится пешеходный переход? (установлен соответствующий дорожный знак)
- Как он называется? (Пешеходный переход). (показывает картинку)
Игра капитанов нужно отгадать загадку и перейти на следующую полоску зебры.
Ребята, для того, чтобы был порядок на дороге и в больших и малых городах и даже других странах правила движения и знаки сделали везде одинаковыми. И в нашем родном городе Лениногорске и в селе Тимяшево знаки и правила такие же, как и в Казани. Мы очень любим свой край и Тихон про него расскажет стихотворение;
Тихон
Как много самобытного, родного
Вместил в себя родимый городок!
Он нам дороже города любого —
Большой России малый уголок.
Пока мы в находимся в Казани давайте нарисуем открытку на память что нам больше всего запомнилось в большом городе Казани и отправим в почтовый ящик. А когда приедем домой, почтальон принесет нам в группу наши открытки, согласны?
«В гостях хорошо, а дома лучше» теперь предлагаю сесть в поезд (звуки поезда) и поехать в наш любимый в детский сад).