Волкова Дарья
Конспект тематического занятия для старшего дошкольного возраста «Первая встреча с П. И. Чайковским» с ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия для старшего дошкольного возраста по теме «Первая встреча с П. И. Чайковским»
(с использованием технологии ИКТ)
Составила: Волкова Д. А, музыкальный руководитель. Детский сад №235. Ярославль, 2020
Публикация «Конспект тематического занятия для старшего дошкольного возраста „Первая встреча с П, И, Чайковским“ с ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Описание материала: Конспект познавательного развлечения, направленного на знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, формирование интереса к его творчеству. Данное мероприятие предшествует НОД по более глубокому знакомству с произведениями композитора.
Цель: продолжать знакомить с композиторами и классической музыкой.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
- Познакомить детей с музыкальным альбомом П. И. Чайковского «Детский альбом».
- Способствовать формированию интереса к музыке П. И. Чайковского.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать слуховое внимание и память.
Ход занятия.
Воспитатель. Слайд 2 Портрет П. И. Чайковского.
Ребята, кто слышал имя Петр Ильич Чайковский? Хотите поближе познакомиться с этим великим композитором и его музыкой?
Фея Музыка: Здравствуйте, друзья!
Слайд 3. Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Купол неба голубой,
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
Воспитатель: Ребята, слышите, какая прекрасная музыка звучит? К нам пожаловала Фея. Сегодня она познакомит вас с великим композитором П. И. Чайковским и его музыкой.
Фея Музыки: Слайд 4 (На экране портрет композитора)
Петр Ильич Чайковский - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель и музыкальный журналист. Один из величайших композиторов в истории музыки. Во всем мире музыкальные произведения Чайковского звучат чаще любой другой музыки.
Воспитатель: Слайд 5 (На экране дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске.
Фея Музыки:
Старинный дом, поднявшийся над прудом,
Воспоминанья давних лет хранит,
И тополя весенним изумрудом
Бросают тень на волны и гранит. (Тяптин В. «На родине Чайковского»)
Воспитатель: Слайд 6 (На экране портреты отца и матери композитора)
Отец композитора - Илья Петрович Чайковский(1795-1880) - выдающийся русский инженер, директор Камско-Воткинского завода. Мама - Александра Андреевна Чайковская, она хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Петр Ильич очень любил свою маму, которая рано ушла из жизни, когда композитору было 14 лет. Очень тосковал по ней в разлуке. Сейчас вы услышите пьесу «Мама».
Слайд 7.(Звучит пьеса «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)
Ребенок:
«Мама»
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет! (Костас Кубилинскас)
Фея Музыки: Слайд 8 (На экране муз. инструменты: оркестрина и фортепиано)
В семье Чайковских часто звучала музыка. Иногда в гостиной заводили оркестрину, механический инструмент, исполнявший музыку разных композиторов того времени. Мама играла на фортепиано, в доме звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти.
Воспитатель: Слайд 9 (На экране фото семьи Чайковских и юный Петя)
В семье кроме Пети было еще пятеро детей. У него был старший брат Николай и младшие сестра Александра и братья Ипполит, Анатолий и Модест. Все они были очень дружны между собой. Способности к музыке проявились у Пети рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но ему долго не разрешали заниматься музыкой, т. к. считали, что он еще мал для серьезных занятий. Но, несмотря на запреты родителей, он тайком по ночам подбегал к роялю и пытался подобрать какие-то мелодии. Он часто плакал и жаловался: «Я слышу музыку! Я хочу ее играть.» И, наконец, родители разрешили маленькому Пете учиться музыке. Когда Петя подрос, он уехал в Санкт-Петербург поступать в консерваторию, а когда выучился, переехал в Москву, сам стал преподавать и учить будущих пианистов и композиторов нотной грамоте, но самое главное - он продолжал сочинять музыку.
Фея Музыки: Слайд 10 (На экране портрет Володи Давыдова и обложка «Детского альбома»)
Чайковский писал оперы и балеты, симфонии и пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром. П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом из фортепианных пьес. А как это было?
В 1877 году П. И Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым на Украину, в село Каменка, где его маленький племянник Володя Давыдов учился играть на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате разучивает гаммы и этюды маленький племянник Володя. Ему стало жалко малыша и он решил написать цикл лёгких фортепианных песен, разнообразных по характеру.
В альбоме 24 легкие пьесы. Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая, и медленная, в нем есть и марш, и песни, и танцы. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями из «Детского альбома».
Слайд 11. Звучит «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много лет тому назад. (В. Берестов)
«Полька» - парный быстрый танец. Он звучит изящно, но при этом весело и задорно. Пьеса передаёт атмосферу детского веселья, «бала для маленьких».
Воспитатель: Слайд 12. «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность, равномерное ритмическое движение передает настроение сосредоточенности и покоя.
Фея Музыки: Загадка: А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все — в коробочке лежал,
Как все — ружьё в руках держал. (солдатик)
Слайд 13. Звучит «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.
Все дети играют в игрушки и у каждого из вас я уверена, есть игрушки, с которыми вы очень любите играть. Вот и дети, которые жили в то далёкое время, ни чем не отличались от вас, они тоже любили играть с игрушками. У мальчиков любимыми игрушками были солдатики. Наши мальчики, вставайте и, как солдатики, шагайте! (под музыку маршируют).
Воспитатель: Она – хорошая игрушка,
Она для девочек подружка.
Может сидеть она в коляске,
Закрывать умеет глазки. (кукла)
А девочки, конечно, любили, и любят сейчас, играть в куклы. И все девочки знают, что у кукол есть своя «кукольная жизнь» у неё есть праздники, баллы, и будни, какие - то заботы. (девочка выходит и кружится с куклой).
Слайд 14. Звучит «Новая кукла» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Фея Музыки: А сейчас слушайте загадку, она подскажет, какую пьесу мы будем слушать дальше.
Курьи ножки у избушки,
А в избе живёт старушка.
Пол метлою подметает,
В ступе над землей летает. (Баба-Яга)
Эта пьеса написана под влиянием детских впечатлений композитора от народных сказок.
Няня рассказывает сказку о Бабе Яге: «Поутру пробудилась Баба Яга – костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь, нет Ивана Царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На ступе скачет, помелом следы заметает, мчится за Иваном Царевичем, только ветер свистит, тучи разгоняет». Музыка здесь колючая, звуки отрывистые, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова
Слайд 15. Звучит «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети, куда же летит Баба-Яга? Вы услышали в конце пьесы, она улетела или приблизилась к нам? (ответы детей)
Воспитатель: Композитор любил путешествовать в разные страны: Италию, Германию, Францию, где он знакомится с культурой и музыкой других народов и вскоре сочиняет для «Детского альбома» следующие произведения: «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинной французской песенке». После долгого путешествия пора возвращаться на родную русскую сторону. Пьеса «Камаринская» построена на известной русской фольклорной теме бытовой пляски и имитирует задорный балалаечный наигрыш.
Слайд 16. Звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов и с будем играть на музыкальных инструментах.
Фея Музыки: Сегодня мы с вами посвятили занятие творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку, играли в оркестре. Хочу у вас спросить, какая музыкальная пьеса вам понравилась больше всего? (ответы детей).
Фея Музыки хвалит детей, прощается до нового занятия.