Марина Гончарова
Тематический вечер «Деревенские посиделки «У самовара всей семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привить любовь к русским традициям.
Задачи: закрепить знания о предметах народного быта, познакомить с пословицами и поговорками о чае, чаепитии.
Дети под русскую народную музыку проходят в зал, встают полукругом.
1 ведущий:
Проходите, гости дорогие, пожалуйста!
Давно мы Вас ждем-поджидаем,
Вечер без Вас не начинаем.
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко!
2 ведущий:
Сядем рядком, поговорим ладком.
Сядем теснее, будет веселее.
1 ведущий:
На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Публикация «Тематический вечер „Деревенские посиделки „У самовара всей семьей“» размещена в разделах
Собирались посиделки пожилых и молодых.
2 ведущий:
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Хоровод «На горе-то калина».
После хоровода дети садятся.
1 ведущий:
А играли как? В горелки!
Ах, горелки были хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
2 ведущий:
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче мы поодиночке
По квартирам все сидим.
1 ведущий:
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить!
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо повторить.
2 ведущий:
На Руси с давних пор любили почаевничать. Если семья переезжала в новый дом, то первой пускали кошку, затем несли квашню, в которой замешивали тесто для хлеба, а потом самовар, потому что без этих вещей не обходилась ни одна семья.
1 ведущий:
Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться,
Пошутить, поиграть да посмеяться.
2 ведущий:
Будем сегодня чай пить
Да о чае говорить.
1 ребенок:
Много лет тому назад,
Этак триста пятьдесят,
Появился чай в России.
И с тех пор так повелось –
Чаепитье началось!
2 ребенок:
Утром, днем и вечерком,
С пирогами, с молоком,
После бани свежий чай
Русским удальцам подай.
А за чаем не скучали,
Пели песни и играли.
Игра на ложках под русскую народную музыку.
Все садятся.
1 ведущий:
Чай появился на Руси очень давно. А привезли этот подарок от монгольского хана Алтына для русского царя Михаила Романовича. Потом стали привозить чай из Китая. И своим названием чай обязан именно китайскому языку. Молодой листочек по-китайски означает «ча».
2 ведущий:
Чай был дорогим товаром. Но постепенно он стал появляться на базарах. А вот в деревнях очень долго не слышали про чай и поэтому не могли его попробовать.
1 ведущий:
Да и сейчас еще не все знают, сколько разновидностей чая есть.
1 ребенок:
Есть и черный, и зеленый,
Желтый есть и красный чай.
А еще есть рассыпные, гранулами, листовые,
Есть прессованный, в брикетах,
Концентрированный чай –
Сам по вкусу выбирай!
2 ребенок:
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола,
Чаепитие в России –
Вот хорошие дела!
3 ребенок:
С чая лиха не бывает –
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, каждый знает.
Пей хоть пять часов подряд.
1 ведущий:
Ну-ка, детки, не зевайте,
А о чае запевайте.
Звонче музыка играй,
Петь нам песню помогай!
Песня «Русский чай».
2 ведущий:
Русский народ о чае песни поет,
А в русских пословицах о чае вот что молвится.
Дети читают пословицы (перекличка).
1. Мы за чаем не скучаем, по три чашки выпиваем.
2. Чаем на Руси никто не подавился.
3. Чай пить – не дрова рубить!
4. Выпьешь чайку – забудешь тоску.
5. Чай пьешь – здоровье бережешь.
6. Угощай гостей чайком – будешь лучшим им дружком.
7. Ты чайку, дружок, попей – пляска будет веселей!
Русская плясовая.
1 ведущий:
Славно дети наши пляшут.
Песни, шутки тут и там.
Ну а это что за чудо?
Расскажи скорее нам.
Презентация «Русский самовар», слайд 1.
1 ребенок:
Знает это стар и млад – это русский самовар! Самовар – это изобретение мастерового русского народа. Каждая семья гордилась своим самоваром, ценила его, берегла. А чтобы самовар не старился, его натирали песком, толченым кирпичом, уксусом так, что его бока горели и сияли, как солнышко.
2 ведущий:
Самовары, чайники и другую медную посуду изготавливают на Урале. Но самоварной столицей по праву считается город Тула.
1 ведущий:
Каждая фабрика старалась придумать свой фирменный самовар. Их изготавливали в виде шаров, бочонков, ваз (слайд 2). А краники и ручки приобретали причудливые формы в виде рыбок, дельфинов и царских корон (слайды 3-4). Удивляли и радовали глаз самовары из металла, фарфора, хрусталя (слайды 5-6, самовары-малютки и самовары-великаны – по нескольку ведер воды (слайд 7). Ну и, конечно, расписные самовары поражали своей красотой! (Слайды 8-11 .)
2 ведущий:
Самовары украшают чаепитие до сих пор. Как нарядно застолье с важным самоваром, красивой посудой, приветливыми гостями. А сколько картин написано художниками со сценами чаепития! (Слайды 12-16.)
(Слайд 17.)
Радуйся, народ!
Самовар к нам идет!
Так и веет паром,
Полыхает жаром.
Кому кипяточку,
Горячего чаечку!
Мы в гостях души не чаем,
Угощаем русским чаем!
1 ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять, нам пора и поиграть.
Собрались мы здесь недаром,
Поиграем с самоваром.
Игры есть разные,
Для малых детей
И для солидных гостей.
Игра с родителями «Бублик».
(Дети с мамами встают в круг, под текст передают друг другу бублик, у кого бублик останется в руках после окончания текста, тот выполняет задание.)
Ну, ребята, не зевайте,
Бублик вы передавайте,
А к кому бублик придет,
Тот с мамой танцевать (петь и т. п.) пойдет!
1 ведущий:
Дело к вечеру идет.
Уж домой спешит народ.
Самовары в ряд стоят
И гостей к себе манят!
1 ребенок:
Гость пришел – его встречай,
Завари покрепче чай.
Гостю первому налей
И себе не пожалей.
2 ребенок:
В нашу чайную, друзья,
Пригласили Вас не зря.
Знали, Вам не будет грустно,
Заварили чай Вам вкусный.
Ведущий приглашает всех гостей на чаепитие.